суббота, 19 января 2013 г.

«ОДНОЙ ЖЕНЫ МУЖ…». ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРОЧНОСТИ УЧЕНИКОВ ХРИСТА…




«…ты бушевал, как вода, не будешь ты преимуществовать…». (Бытие 49:4).

    В первом Послании к Тимофею, и в Послании к Титу мы находим  перечень качеств, которыми должен обладать христианин  «желающий епископства»,  претендующий на должность  пресвитера, старейшины начальствующего в церкви, а также помощника начальствующего - диакона.
        Читаем 1 Тимофея, 3:1-12: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив.
     Хорошо управляющий домом  своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божьей?
     Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
     Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
     Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивыы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таковых надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
     Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
     Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий  детьми и домом своим…».
     Итак, видим, что, кроме всего прочего, написано:  «Одной жены муж». Что означают эти слова?  

     Сколько  помню, и сколько приходилось слышать мнений, всегда высказывалась мысль, что данные слова запрещают епископу и диакону многоженство, в смысле более одной жены одновременно.  Говорилось, что эти слова не исключают второй или третий брак старейшины собрания;  что руководитель  церкви-собрания  может быть разведенным с «первой» женой, и вновь вступившим в брак «в Господе». И уж, конечно, как бы само собой разумелось, что овдовевший старейшина может вновь жениться и оставаться в своем служении в церкви-собрании.

     Исследуя слова Библии «одной жены муж», я все более прихожу к мнению, что они означают «женатый один раз».
     Например, в    «Современном   Русском  Переводе», в частности,   так  написано: «Верно говорится: если кто стремится к руководству, то желание его похвально. Итак, руководителем церкви должен быть человек безупречной жизни,  женатый не больше одного раза…» (1 Тимоф. 3 гл).
    Что, как видится, означают слова «женатый не больше одного раза…»?
    Вероятно, подразумевается, что у человека, женившегося более одного раза – кипят страсти. Он не может должным образом владеть своими эмоциями.  Поэтому из него не получится хорошего пастыря для овец Христовых. Он своими эмоциями только будет прибавлять проблем в церкви, а не решать их.
     Вполне  понятно, что второй, или третий, или какой там  раз  жениться  не запрещается, если на это имеется Библейское основание. Но,  руководить в церкви такой  человек - не имеет права.

     «Одной жены муж». Это требование для епископа и для диакона означает, что епископ и диакон может быть женат только один раз.
     По-видимому, одна из причин, почему  сегодня  в церквах-собраниях существует столько  тяжелейших проблем, заключается  еще и в том, что «на седалища  епископов» сели те, кто не должен  там сидеть.  Различные тенденциозные толкователи Библии сделали все, чтобы это так было. Своими разъяснениями, что «одной жены муж» понимается как запрет полигамии,  они открыли путь к религиозной власти в церквах тем, кто не может иметь доступа к ней в принципе. 

    Ученику Христа надлежит смиряться со своим положением вещей. Если уж так сложилась твоя жизнь, что ты неоднократно женат, тогда нужно понять, что должность епископа-старейшины в собрании для тебя закрыта.  Такова объективная реальность. Она ни в коем случае не означает, что в глазах Господа ты менее ценен, или что Господь любит тебя меньше, чем того, кто нашел в себе сил не жениться второй раз.  И Духа Своего Христос дарует тебе, и дары Духа. И плоды Духа ты будешь приносить.  И, возможно, многие великие дела совершишь как проповедник Евангелия. Но – положение епископа, старейшины, руководителя в церкви-собрании  христиан  ты занять не сможешь.  Так говорит Священное Писание.

     ...В принципе,  «менять» жену, есть дело совершенно неблагодарное.     Знаю людей, которые неоднократно разводились с женами и женились на других, ища себе "разумную жену-христианку".  Но не знаю ни одного, кто бы  достиг  своей цели. Их проблемы никак не заканчивались, но с новым браком лишь представали в новом качестве. Как говорится - променивали шило на мыло.
     Есть лишь один способ избавиться от  семейных проблем - безбрачие. Но, как сказал Господь, "не все вмещают слово сие". А поскольку это так, поскольку без жены не можем, значит - "любишь кататься, люби и саночки возить".
     В равной  степени  это же касается и жен. В сатанинском мире  люди научились быстро «решать»  семейные проблемы. Чуть что не так – развод!  И – новый брак, новое знакомство-сожительство. И – новые беды.  Такой  же дух проникает и к христианам.  И они, под его воздействием уже не стараются  излечивать проблемы, работать над собой, а требуют  от другого, чтобы он поступал по-христиански.  А если нет –  «я уйду!..»

     …Один старейшина был женат  еще до «познания истины».  В свое время, когда он примкнул к   Свидетелям Иеговы, его жена не поддержала его. Она по-прежнему оставалась «мирской». Более того, она постоянно старалась отвлечь его от «духовных дел». По его словам, жизнь его была невыносимой. И что же он предпринял?  Очень оригинальный «ход конем»! Признаюсь, когда я услышал эту историю от одного высокопоставленного члена организации Свидетелей Иеговы  в конце 90-х годов, который «по секрету» рассказывал ее, мне сделалось просто противно.
      Так вот  означенный   преуспевающий старейшина, доведенный до отчаяния  ужасной жизнью с неверующей женой,  в один прекрасный день решительно складывает с себя все свои служебные полномочия.  Затем, в комитет собрания  направляет  короткое заявление, что выходит из организации Свидетелей Иеговы. И – пропадает с поля зрения, переезжает в другой регион.
     После этого, он, вопреки всем отчаянным возражениям своей жены, которая осталась на прежнем месте жительства,  разводится  с ней.  И женится на молодой, хорошенькой, чуть ли ни вдвое моложе его «заинтересованной», которую, оказывается,  он уже себе присмотрел, и с которой обо всем заранее договорился.  Кстати, она действительно была в него влюблена, и готова была за него выцарапать глаза любому…
    После свадьбы эта «заинтересованная» начинает  быстро  «делать духовные успехи».  В местном, в смысле на новом месте жительства, собрании Свидетелей ее «производят» в некрещенные возвещатели,  и,  в скором времени она  принимает крещение в организации, становясь полноправным Свидетелем Иеговы.  А вслед за нею  в организацию  возвращается  и  «одумавшийся блудный сын». И его принимают с распростертыми объятьями.  И  никаких претензий к нему по поводу его развода и новой женитьбы предъявить никто не может, ибо он все это проделал, когда был «вне»  организации. Если бы он этот номер отколол, будучи в организации, тогда он совершил бы то, что называют «прелюбодейный брак».  По канонам организации  это  есть тяжелое преступление. А когда человек не в организации, тогда с него и спроса никакого нет.
     Через два с половиной  года он уже снова был старейшиной и выступал на конгрессах! 
    «Ну и как ты на это смотришь?»,- помню, спросил я рассказчика. «А как можно смотреть?»- удивился мой собеседник.  «Брат проявил находчивость, избавился от жены-язвы, противницы истины, и теперь спокойно служит Иегове. Организация ничего не может ему сказать. А если Организация не обличает нас, значит, нас не обличает и Иегова»,- завершил свой монолог мой российский знакомый-старейшина.  Я был в шоке.
    Теперь у меня вопрос: Разве была бы возможна в принципе такая трагедия,  и такое лукавство и ложь, если бы в организации Свидетелей слова Библии «одной жены муж» понимались правильно?
    Неправильное толкование Библии,  помноженное на бюрократические крючки религиозной организации, спровоцировало доброго, может быть, человека на откровенно богопротивный поступок, совершив который он и не подозревает, как тяжело согрешил против Любви Христовой.  Совесть его, бывшего атеиста,  ставшего преданным последователем «теократического порядка»,  полностью замерла, как замирает плод в утробе женщины.
     Какое может быть собрание, когда им руководит такой хитро-мудрый старейшина, который,  не то, чтобы контролировать  свои эмоции, но полностью идет у них на  поводу?

      … Другой   случай:  В одном христианском собрании на Украине служил  Богу добрый, отзывчивый, но не опытный  старейшина.  И была в том собрании сестра, которая очень страдала от своего неверующего деспота-мужа.  Эта сестра постоянно жаловалась на своего мужа старейшине, со слезами рассказывая,  как она мучается.  В конце концов, старейшина, из сострадания к мучающейся  христианской сестре, сказал ей: «Ну, если так все ужасно, если у тебя нет никаких сил  терпеть издевательства, то уходи от него…» И сестра поступила согласно совета старейшины. 
     А ее муж сразу взял да и женился на другой женщине.
     Ровно через два месяца, христианская сестра, которая, можно сказать, «вытребовала» у старейшины  совет на развод с мужем, явилась к старейшине  с требованием: «Верни мне мужа!».  Это был кошмар. Она как обезумела. Она бегала за старейшиной по улице, крича: «Ты лишил меня мужа!..»  Она швыряла камни в окна хаты старейшины…  


      Мы знаем, что, по разъяснению Апостола Павла церкви должны были  брать на попечение вдов. В первом веке, как известно, не было никаких ни пенсий, ни пособий по старости, ни домов для престарелых.  И Апостолы учили, что церковь-собрание учеников Христа должны содержать одиноких престарелых вдов. Но каких? Всех ли? Нет. Только «истинных вдовиц», тех, которые были замужем не более одного раза.  Вот, такое необходимое условие.  (1 Тимоф. 5 гл).
     Почему?   Наверное,  как и в случае с  пресвитерами.  Если  женщина была замужем более одного раза, значит,  она не могла,  или не хотела  контролировать свои эмоции.    Поэтому и свои материальные проблемы в старости она должна была решать сама. Таков был порядок в собраниях, которыми руководили Апостолы.
      Интересно, что в Евангелии от Луки упоминается старица Анна «прожившая с мужем от девства своего  семь лет».  Вдова, которая всю остальную долгую жизнь «пребывала в молитве  день и ночь».   О ней говорится, как о праведнице, удостоенной особой чести от Бога.  Интересно.  (Луки 2:36-38)

     Супружеская  жизнь человека есть одно из его прекрасных преимуществ, и, одновременно – тяжелых недостатков.  Это, как источник, из которого течет  и горькая, и сладкая вода. Ясно, что так не должно быть. Но, увы, так есть, в подавляющем числе. Многие проблемы супружеской  жизни преодолеваются только терпением, выдержкой, самообладанием.  А иные проблемы семейной жизни вообще не имеют решения в этом «веке». От них невозможно избавиться. С ними необходимо смиряться, принимать их как неизбежное…
    Господь прекрасно знает все наши беды. И сострадает нам. И помогает. У кого-то семейная жизнь, несмотря на все его усилия и старания, никак не складывается, и не ладится.  Кто-то вынужден буквально  убегать, элементарно спасаясь  от смерти. Вероятно, это его такой крест. Многие вступают в повторные браки. И это их крест. И Господь  с любовью   помогает всем, надеющимся на него.
    Но,  духовная реальность такова, что в церкви-собрании учеников Христа, человек, женатый более одного раза начальствовать не может.  Таково  Библейское правило. И его необходимо соблюдать.

     Не нужно паниковать,   шарахаться в крайности.  В  тех собраниях, где служения епископов и диаконов исполняют братья, женатые более одного раза, в этих собраниях постепенно следует исправить положение, и привести его в соответствие с Библейскими правилами.  Сделать это должна сама церковь-собрание учеников Христа, в духе братской любви, а не в укорах и нападках на брата: «Вот, оказывается, из-за тебя у нас проблемы…»
     А если, например,  просто   нет никого другого, кто мог бы заботиться о собрании?  Вот, поэтому и понятно, что нельзя паниковать и бросаться в крайности. Господь все видит. Но тот брат, который понял, что по Библейскому правилу он не может быть руководителем в церкви, должен сам проявить инициативу,  и,   при первой возможности  привести  ситуацию в согласие с указанием Апостола.
     Проблемы будут всегда. При смене пресвитера проблемы церкви не улетучатся сами по себе. Речь не о них. А о том, что все, что в наших силах, мы должны сделать так, как это положено по Священному Писанию.  

     Можно бы подумать, что, на фоне всеобщего отступления христианских религий от истины Христа, когда каждая деноминация, называя себя христианской, по-своему нарушает заповеди Христа, на этом неприглядном фоне, вопрос о повторных браках руководителей церквей не является таким уж принципиальным. Тем  более  что, например, в некоторых государственных церквах этот вопрос понимается правильно. И, тем не менее, данные церкви полностью погрязли в грехах.
    Здесь речь идет о конкретных людях, о братьях во Христе персонально.  Каждый ученик Христа желает, чтобы Господь признал его святым, праведным. Поскольку это так, то, каждый ученик Христа,  исполняющий руководящее  служение в церкви-собрании христиан, должен сам для себя решить, имеет ли он Библейское право для своего положения, или нет? Ибо, когда на Божьем Суде над домом Божьим обнаружится, что сей пастырь, оказывается, вообще не имел права сидеть там, куда сам разместился, то такое откровение может оказаться для него весьма печальным.
    Точно так же, как, например, кто-то, имея тайный, скрытый порок, скажем - пристрастие к алкоголю,  о котором ничего не знают в церкви, получил бы от нее предложение занять положение  пресвитера.  И принял бы его…  Смог бы такой человек рассчитывать на Божье благословение,  как в личном плане, так и в служении? Нет, конечно!
    Служить ближним, «омывать ноги святым», делать добро для братьев во Христе, ты можешь и не занимая никакой должности в церкви. Чтобы проявлять любовь к ближним – не нужно быть специально рукоположенным. Живи по заповедям Господа. Делай добро, как написано «всем, а наипаче своим по вере». Остальное    Господь усмотрит. И решит, кто будет «в этой церкви» епископом сегодня, а кто завтра. 

     «Когда будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом  должен будешь занять последнее место. Но когда будешь зван, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: «друг! пересядь выше»;  тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Луки 14:8-11).

5 комментариев:

  1. Мир брат, хорошие мысли!
    Супружество это великий дар Бога. Человеку плохо быть одному, так Бог сказал еще в начале человеческой истории.
    Бог даровал одному мужу, одну жену. Как не крути двух, трех равно ни кто любить не может.
    Очень хорошо супружеские отношения открывает книга Песни Песней. Так складывались отношения Бога и Израильского народа как Мужа и Жены. Так складываются отношения Христа и Церкви.
    В сегодняшней церквах этому вопросу уделяется достаточно внимания. Я знаю к примеру у католиков священство вообще холостое и это закон. Такое строгое следование правилам привело их к некоторым проблеммам. К примеру у православных священство желательно быть не женатым, но приходским священникам наоборот лучше быть в супружестве. Так как 90% вопросов прихожан касаются именно супружеской жизни. Священник не имеющий опыта супружества, с трудом сможет помочь, если вообще сможет.
    У различных протестанских и околопротестанских конфессии, там вообще с трудом можно уследить, какую то логику.Все зависит от каждого отдельного прихода и от каждой отдельной конфессии или секты. Коих великое множество и правил потому великое множество.
    Что касается слов Павла, то думаю что здесь скорее не повеление, закон, а рекомендация, образец здравого учения. Павел также показывает образец здравого учения не только для руководящего состава, а вообще для всех Христиан.
    Каждый случай индивидуален, ситуаций различное множество, не все они одинаковы. Потому и поступать в каждом отдельном случае, думаю нужно руководясь здравым смыслом учитывая и Писание, но и волю Бога по этому именно моменту. Конечно же обращаясь к Богу в молитве и моля Его о вразумлении.
    К примеру бывают случаи когда священник всю жизнь прожил с супругой, она умерла, кто то в силе жить один. А кто то нет. Но и священник он хороший и здравый. Может детей у него 14 штук, как недавно смотрел по телевизору. Такому священнику жена просто необходима, как помощник в первую очередь. А не как средство удовлетворения желаний, да и вообще жена и не должна быть таким средством ни для какого Христианина.

    Другой момент про истинных вдовиц. Мне не до конца понятен. Если я правильно понял, если женщина неколько раз теряла мужей она уже не истианная вдовица и такой и помогать не следует? Где же тут Христианская любовь и милость? Да и чем она собственно согрешила против Христиан или Церкви? Если игрех на ней лежит то ни как не против людей и Христиан...
    Другой момент если прыгала от одного мужа к другому и под конец осталась вдовой... Тут тоже надо руководствоваться Духом, понимает ли человек ситуацию, что ища лучшей доли она осталась одна по своей вине? Или же так и не поняла? Но и здесь думаю сострадание и любовь никогда не будут лишними. Если уж врагу дать поесть, попить как не позаботиться о не разумных стариках и старушках, если уж есть такая возможность...
    В тот преод времени с огромными гонениями на Христиан очень многие оставалась вдовидцами, про вдавцов речи даже не идет, очевидно вдовцы могли позаботиться о себе сами. А если кто не мог?
    Так думается и истианные вдовицы это те кто не мог о себе позаботиться вообще ни как. А многие молодые вдовицы вообще предпочитали сесть на шею церкви, слоняясь без дела и сплетничая. Думаю в этом вопросе каждая община, должна руководствоваться Святым Духом, учитавая рекомендации Павла. Потому как послания Апостолов это образец здравого учения, но ни как не шаблон, и не закон обязывающий во всех без исключения случаях поступать так как они сказали. Написанное мое личное мнение и мое понимание этого момента.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...В этой теме бросился в глаза факт, что пункт "одной жены муж", как равный стоит в одном ряду с такими требованиями, как "непорочен, целомудрен, не пьяница, не бийца..." То есть, с такими качествами, которые никак неприемлемы для епископа-пресвитера...

      Что касается вдов. По-видимому, Тимофей, которому адресовалось это наставление, хорошо и правильно его понял. Конечно, Апостол ни в коем случае не побуждал христиан быть черствыми, неотзывчивыми по отношению к пожилым вдовам. Такое и представить себе невозможно.
      Наверное, в этом разъяснении об "истинных вдовах" содержится такой же смысл, какий заключен в других словах Апостола: "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Сегодня хорошо известно, что в первохристианских церквах встречалось немало приспособленцев, которые были непрочь пожить за чужой счет. Обращение внимания на то, какой образ жизни вела вдова, вероятно, помогало епископам уберегать церкви от необоснованных попыток некоторых людей возложить свои проблемы на плечи церкви.
      Совет Апостола был очень здрав и своевременен. В нем видна забота Бога о добрых, честных, трудящихся своими руками учениках Христа. Смысл этого совета хорошо бы и нам не упускать из внимания. И сегодня нет недостатка в "хилых и обездоленных", но, на самом деле, в лукавых деятелях, желающих пользоваться плодами чужих трудов.
      Вот, что пишет Апостол уже церкви Фессалоникской: "Итак, молитесь за нас , братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей: ибо не во всех вера... Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою дент и ночь, чтобы не обременять кого из вас,- не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; таковых увещаваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб". (2 Фес. 3 гл).

      Удалить
  2. Спасибо, теперь этот момент более понятен...
    В отношении факта "одной жены муж", обратил еще на такой момент. Что пресвитер как образец здравого учения, как пример всему собранию, это огромнейшая ответственность. И семейная жизнь как одна из граней человеческих отношений, так же должна быть образцовой, тем более на берущих эту ответственность. Иначе может возникнуть ситуация, что не придерживающийся этих требований, может послужить соблазном и преткновением Церкви, а так же хуле от внешних. Поэтому конечно же предписания Павла своевременны и здравы, как ты и написал.
    Хотел бы спросить,сам я не знаю подходящего ответа. Как ты брат думаешь эти предписания касались человека после принятия Христа или же здесь имеется вообще вся жизнь человека,и та что была, до принятия Христа? То есть к примеру, до крещения у человека было 10 жен. А после принятия Христа он стал образцовым семьянином, с одной стороны есть повод и прославить Бога за изменения произошедшие с ним. А с другой стороны повод для злых языков и возможные проблеммы, со стороны бывших 10 жен и его детей ... Наверное, разумнее всего не становиться таким епископом, не подавая ни повода, ни соблазна. Но пусть и не официально, делать посильное в Церкви, если Бог позволяет в помощь старшим, при этом не занимая ни каких "постов", как ты и писал? ... Ибо само желание "поста" уже внушает подозрения, для чего, если можно делать тоже самое, при этом епископом и не называться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Милосердный Господь предоставит спасение и вечную жизнь всем, кто раскается в своих грехах. И требования к раскаивающимся грешникам у любящего Бога весьма не жестки, а наоборот – мягки, минимальны.
      Но, по отношению к тем, которые становятся "учителями, наставниками, руководителями" в собраниях Его учеников, вот к этим людям у Господа требования очень высокие. О чем, в частности, свидетельствует и этот перечень качеств епископа, которые приводит Апостол Павел. Так и Апостол Иаков пишет: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…». (Иак. 3:1). Кстати, это ведь сказал, как считают - епископ, или председатель Иерусалимской церкви дней Апостолов.
      Каждый, кто желает «епископства», несомненно – «доброго дела желает». Однако «желающий» должен проверить самого себя. А имеет ли он Библейское право на такое служение? Чтобы, вместо благословения, не навлек бы он на себя гнев Господень… Это, примерно, то же, как во дни Моисеева закона, не очистившийся пытался бы войти в Святое святых…

      Удалить
  3. Анатолий, добрый день! Очень рад узнать о Вас сегодня и вот решил сразу написать. В своё время я находился в разных деноминациях от СИ и далее. Будучи в Канаде, на одном форуме услышал о Вас, но только сейчас, после 2-х лет я "созрел" для того чтоб говорить с Вами и на удивление быстро нашёл Вас в инете. Если Вам интересно узнать обо мне и общаться на различные темы по Библии (у меня сразу есть 2 и более тем, которые я хотел бы обсудить - по одной из них я нашёл информацию на Вашем блоге и хотел бы переговорить по этому поводу... Божьих благословений. Виталий Шаповалов (Украина,Канада,Молдавия) Skype: vitaliy.shapovalov

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.