понедельник, 22 декабря 2025 г.

«ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ». КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?

 

     Многим известны слова из Евангелия: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». К сожалению, не многие их понимают. Например, читатель спрашивает:

     «Любить ближнего своего, как самого себя. Что тут первоначально, научиться любить себя и только потом ты сможешь любить ближнего? Что значит любить самого себя, как правильно проявляется эта любовь к самому себе? Может любовь к себе заложена Богом изначально в человека при рождении? И как проявляется нелюбовь человека к самому себе?».

    Заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» - трудна для понимания. Имеется множество вариантов объяснений и толкований этой заповеди, от мистически-религиозных, до философско-психологических. И, все-таки, по-прежнему существует вопрос: «Как понимается эта заповедь?».

     В чем причина? Почему нам трудно понять эту заповедь?

    Прочитаем, как она звучит в изложении евангелиста Матфея: «…Один из (законников), искушая Иисуса, спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Матфея 22:35-40).

 

ПОЧЕМУ НЕПОНЯТНА?

    Главная причина, по которой люди не могут понять смысл данной заповеди следующая: Люди считают, что Иисус Христос повелел исполнять эту заповедь. Так им говорит религия. Даже существует религиозное учение, что Иисус отменил прежние заповеди Ветхого завета и заменил их на эти две заповеди. В сознании, даже в подсознании людей крепко сидит религиозная установка, что заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» представляет собой Учение Христа. Люди слышат, читают, что эти слова говорил Иисус Христос, и воспринимают их как заповедь Иисуса. В этом их глубокое заблуждение. Оно привито людям религиями, привито умышленно, чтобы отвести народы от Учения Христа и возвратить их к вещественным началам и жестокостям Ветхого завета.

 

ЧЬИ ЭТО СЛОВА?

     На самом деле заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» - не заповедь Иисуса Христа. Это – цитата из Ветхого завета.

     Иисус, цитируя эту заповедь, отвечает на вопрос законника о том, какая наибольшая заповедь в законе. В каком законе? В законе Моисея!

    Как известно, в законе Моисея было много, сотни разных заповедей. Так вот, Иисус, отвечая на вопрос книжника, ответил, что, из всего количества заповедей Ветхого завета, в духовном смысле самые важные, самые первые заповеди есть эти две – о любви к Богу, и любви к ближнему. Иисус говорил о Ветхом завете и цитировал Моисеевы книги, в которых, кстати говоря, эти две заповеди далеко не на первых местах, особенно заповедь о любви к ближнему.

 

ГЛАВНЕЙШИЕ ЗАПОВЕДИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА…

     О первой главнейшей заповеди написано в книге Второзаконие 6:5: «…люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими».

     Далее прилагается разъяснение что значит, или кАк нужно любить Господа Бога: «…Да будут слова сии в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». (Второз. 6:6-9).

     Вторая главнейшая заповедь закона Моисея находится далеко в стороне от первой заповеди. Она - в книге Левит. Читаем: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». (Левит 19:18). 

     В этой заповеди прямо и четко сказано, кто такой ближний. Никаких толкований на слово «ближний» не требуется. Ясно и понятно, что ближний – еврей! Для израильтянина, для еврея, жившего по закону Моисея ближним был его брат по вере, такой же израильтянин. Брата по вере и по крови еврей должен был любить, как самого себя. О других народах не говорилось ничего. Представитель других народов априори не мог считаться ближним для еврея. Таков был Ветхий завет.  

    В книге от Луки 10:24-37 приводится пример, как Иисус вносит коррективы в иудейское и Ветхозаветное представление о ближнем. Там Иисус рассказывает одному законнику о том, как в безлюдной местности разбойники напали на путника-еврея, избили, ограбили его и бросили, фактически, умирать. Мимо шел священник, брат этого еврея и по вере, и по крови. Увидел пострадавшего собрата, но прошел мимо. За ним шел диакон (левит) и тоже прошел мимо, ничем не помог пострадавшему. Наконец шел самарянин, чужой человек и по вере, и по крови. Однако же он остановился, оказал пострадавшему помощь и спас его. «Как ты думаешь, кто был ближним пострадавшему от разбойников?», - спросил Иисус книжника. «Ну, конечно, тот, кто помог ему», - процедил твердолобый законник. Ветхозаветное представление о ближнем, явно не совпадало с Учением Христа.

 

НЕГАТИВНЫЙ ОТТЕНОК ПОНЯТИЯ «БЛИЖНИЙ».

    В Учении Христа критерий «ближний, как я сам» отсутствует. Принцип «Возлюби ближнего, как самого себя» - Ветхозаветный. В Новом завете других людей по себе не судят.

    В глубинном смысле указание «возлюби ближнего» подразумевает, что любить предписывается далеко не всех людей на земле, а по факту - меньшинство. Понятие «ближний», которого нужно любить, означает, что есть и «дальние», на которых твоя любовь не распространяется. Иудеи так и понимали эту заповедь.

    Читаем Матфея 5:43: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Слов «ненавидь врага твоего» нет в законе Моисея. Некоторые толкователи даже пытаются обвинить Иисуса, мол, наговаривал на Моисеев закон. И не понимают они, не хватает у них разумения понять, что заповедь «возлюби ближнего» имеет вторую сторону, которая означает «ненавидь врага». Иисус не говорит: «вы читали…». Он говорит: «вы слышали...». Да в законе таких слов нет. Но эти слова были в народе. Учителя народа, книжники, фарисеи разделяли людей на ближних и на дальних, и, опираясь на фразу «люби ближнего» учили народ ненавидеть врагов. Основанием их учений служили параграфы закона Моисея, и тексты Ветхозаветных писаний. Например, такие: «…И истребишь все народы, которые Господь Бог дает тебе: да не пощадит их глаз твой…». (Второзаконие 7:16).

 

УЧЕНИЕ ХРИСТА И ЛЮБОВЬ…

      Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (который дает солнце и дождь и злым, и неправедным…). Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный». (Матфея 5:44-48).

    Иисус учит, чтобы Его ученики в отношениях с людьми ориентировались не на самих себя, а на Бога.

    Смысл Учения Христа сосредоточен в Его словах «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Матфея 7:12).

    Данные слова подразумевают инициативу, действие, желание делать людям добро. Каким людям? Кому? Ближнему? Нет. Иисус говорит «люди», то есть – все люди, независимо, ближние или дальние. Но если всем делать добро, тогда некого будет ненавидеть. Потому Иисус и говорит: «Вы слышали… ненавидь… а Я говорю вам любите…». (Матф. 5:43…).

    Можно спросить: Почему фундаментальное правило Иисуса: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ничего не говорит о любви?

    На самом деле в этой фразе показана сама любовь. Здесь дается ответ на вопрос что такое любовь к постороннему человеку. Действия, продиктованные разумом. Так мы любим врагов. Разумом приказываем себе благословлять тех, которые нас проклинают. Именно так Бог возлюбил мир. Если бы Он руководствовался эмоциями, то мира давно бы не было. В греческом оригинале такая любовь называется отдельным словом ″агапе″. Но в наших переводах везде одно только слово ″любовь″. Потому и путаница. Так сработали религиозные переводчики.

 

ВСТАВКА В УЧЕНИЕ ХРИСТА.

     Инициатива делания добра от начала не устраивала религиозных лжеучителей. Стремясь принизить заповедь Иисуса «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», лжеучителя придумали особую вставку в Новозаветную книгу. Она помещена в книгу Деяния апостолов 15:20-29. Там речь идет о том, что пресвитеры и апостолы Иерусалима отвечая на вопрос язычников о необходимости обрезания по закону Моисея, пишут им: «…Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

    Слова «не делать другим того, чего себе не хотите» в современных переводах отсутствуют. Более того, даже в Синодальном переводе, в 21-й главе Деяний этих слов нет. В 21-й главе тот же самый Иаков, пресвитер Иерусалимской церкви цитирует резолюцию, которую они раньше отправили язычникам в ответ на их вопрос относительно обрезания. В его цитате слова «не делать другим того, чего себе не хотите» - отсутствуют.

    Для религий Учение Христа неприемлемо. Инициатива добрых дел, которая показана в Учении Христа в религиях заменяется пассивной ролью «не делайте». Иисус учит, что мы должны делать добро. Религия учит, что достаточно не делать зла, чем противоречит Истине Иисуса. Иаков, которому религия приписала слова «не делать другим того, чего себе не хотите» в действительности говорил в своем Послании: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Иаков 4:17).

 

ЗАПОВЕДЬ НОВАЯ.

    Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», - старая, Ветхозаветная. Эту заповедь отменил Иисус. Читаем Евангелие от Иоанна: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнАют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан. 13:34,35).

    Обратим внимание! Господь говорит: «Заповедь НОВУЮ даю вам…».

    Прежняя заповедь была такой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

    Вместо нее Иисус дал заповедь новую: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас».

   Не «как самого себя» любить, а любить, как Иисус возлюбил.      

   Еще читаем: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам… Сие заповедую вам, да любите друг друга». (Иоан.15:12-14,17).


О ЛЮБВИ К БОГУ...

     Обратимся к первой заповеди Моисеева закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей силой». Я хорошо помню, как религиозные вожди постоянно призывали тщательно проверять, как бы пересеивать самого себя, чтобы выявить, а всей ли ты силой, всем ли сердцем любишь Бога? Какое это было бремя!

     Религиозные лжеучителя использовали эту заповедь, чтобы угнетать верующих, чтобы требовать от них: «Давай-давай! Действуй больше, больше…». Религия эту заповедь применяла, как бич, чтобы получать пользу для себя.

    Иисус говорит, что – Бог любит нас! Читаем: «В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо САМ ОТЕЦ ЛЮБИТ ВАС, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». (Иоан.16:26,27).

    Этот же апостол Иоанн в своем Послании объясняет чтО значит любить Бога. Любить Бога, значит – любить брата. Иоанн пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». (1Иоанна 4:20,21).

    Заповедь закона Моисея «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой, всей силой» требовала, чтобы еврей пожизненно и постоянно зубрил многочисленные заповеди закона, чтобы написал их на воротах и на косяках своего дома, чтобы носил специальные повязки на руке и на лбу… Если он так поступал, значит, он показывал, что любит Бога.

    Иисус объяснил, что, любовь к Богу видна через любовь к брату. Это есть Новый Завет Господа Иисуса Христа.  

    

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Господь Иисус учит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Матфея 5 гл).

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.