среда, 3 февраля 2016 г.

ПОСТ. СМЫСЛ, ЗНАЧЕНИЕ. ПОСТ, КАК ВОПЛЬ СЕРДЦА. И ПОСТ, КАК РЕЛИГИОЗНАЯ ДИЕТА…



  
«Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет,- для Меня ли вы постились? Для  Меня ли?   И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?». (Захария 7:5-6)   

     Уже давно мне задавали вопросы  относительно  поста.    Спрашивали, пощусь ли я?    

      А недавно   пришло  письмо, в котором   добрый человек  настоятельно  попросил разъяснений о том, как и для чего нужно поститься.   Еще он сообщил, что постился,  в строгом соответствии с церковными канонами,   а потом  заболел желудком…    

        Итак, меня спрашивают.   Пожалуйста, расскажу, как я понимаю тему поста.  Пост, лично мне хорошо известен.   Пощусь ли я?   Конечно!   У меня в жизни случалось не однократно,  когда пища не лезла в горло…


Пост    явление  человеческое,   с  пониманием   воспринятое   Богом.

      В Священном Писании  пост,  или  буквальное  воздержание от еды,  упоминается  много раз.

     Однако   нигде в Библии нет и намека на то, что Всевышний  посылал  народу какие-либо указания или повеления  насчет  необходимости соблюдения поста.  Про вино – сказано, что некоторые люди,  например, назореи, на время своего назорейства, не должны пить вино.  А вот, чтобы воздерживаться от пищи, - такого Бог не говорил. 

     Пост, как полное, или частичное воздержание от пищи, приложенное к  молитвам   Богу,  людьми начал практиковаться, как видно,  по желанию-инициативе самих молящихся.

     Будучи   человеческим порождением, посты  включили  в себя  такие элементы,  которых Бог никак не  предписывал.  Богу не нужно, и неприятно видеть, когда  человек добровольно сам себя мучает голодом.   Изможденный,  осунувшийся  от недоедания и недопивания,  одетый в дерюгу и лежащий в пепле и в пыли… Ничего такого Бог не требовал от  людей.  

     Древний народ Израиля, которому  Бог  даровал Свои великолепные законы,   сверх того, что было сказано в Законах,  как бы в дополнение к Законам Бога, сам  еще усвоил и практику постов. Дело там приняло такой оборот, что Всевышнему пришлось внести пояснения относительно того, каков же, все-таки, должен быть пост, если уж,  «без него никак». Через пророка Исайю Господь говорил:
      «Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных освободи на свободу, и расторгни всякое ярмо;  раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…». (Исайя 58 гл).

      То есть, пророк досконально поясняет, что Господь положительно рассматривает пост лишь  тогда, когда он сопровождается делами праведности.  Но,  если точнее, то в данном пророчестве сказано, что постом Бог называет воздержание от неправильных дел, а не от пищи. Однако люди голодают и буквально.


Пост  языческой  и безграмотной  Ниневии.

        В Библии  рассказывается, что пост, как метод покаянного моления к Богу, был известен, отнюдь не только Божьему народу, имевшему Законы от Бога.  Так, например, мы читаем о грешном  городе Ниневии, в котором пророк Иона проповедовал   Божью кару.  Там покаявшиеся граждане обратились к Богу через, или, с помощью  поста:
       «…И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретище, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии,- и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили, и чтобы  покрыты были вретищем и люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый отвратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». (Книга пророка Ионы,  3 гл).

       Что Библия  подчеркивает   по поводу образовательного  уровня  жителей той древней Ниневии? Каковы были у них знания законов, морали, нравственности?  Нулевые!  Сказано прямо: «…более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой». (Иона 4:11).

       И вот, они, эти совершенно темные,  не грамотные люди, не имевшие никакого представления о   Законах Бога, когда услышали о надвигающейся беде, объявили всеобщий пост!

        Значит, что есть пост?   ПОСТ ЭТО ЭМОЦИИ!

         Пост жителей Ниневии вытекал не от наук и знаний, не из головы-ума.  Их пост исходил  из глубины растревоженного и напуганного сердца.  Такой пост Бог увидел, и  отреагировал на него положительно.


Пост Есфири.

      В книге «Есфирь» мы находим  следующий  удивительный факт  поста. Читаем: «И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну…». (Есфирь  4 гл).

       Целому народу, Иудеям,  грозит смертельная опасность, геноцид.   Народ  приговорен к поголовному истреблению. У него нет никаких шансов на спасение. Одно, что ему остается – обращаться за помощью к Богу. И вот, народ обращается к Богу. Но – как?! Молитвами? Нет! Молитва здесь даже не упоминается.  Народ  вопиет  к Богу через посты!

    Мы, конечно, можем  думать, что люди там отчаянно молились Богу, что все три дня, постясь,  они только и молились Богу. Вполне вероятно, что все так и было. Но! В данном  конкретном  тексте Священного Писания  про молитву ничего не сказано. Здесь  показан  только пост!

     Вывод? В критических ситуациях пост является  мощным дополнением, если не заменой молитвы. И звучит у Престола Божьего такая молитва с постом, по-видимому,  громче  обычных слов. Бог видит наши  разрывающиеся  от скорби сердца…


Государственный пост  как  религиозная диета.

       В государственных религиях все  вопросы поста  тщательно регламентированы.  Верующим людям с бюрократической   жестокостью   приказано,   когда  им следует  поститься,  а когда  нет.  И даже составлен перечень продуктов, которые можно есть, а которые нельзя.  Абсурд! Как можно кому-то повелеть сегодня веселиться, и завтра грустить? А если у человека наоборот,   ныне  сердце плачет от горя, а  на утро  к нему пришла радость?

      Как и во многих других вопросах, относительно поста в государственных религиях все поставлено с ног на голову.

      Пост по графику, по расписанию никак не может быть постом угодным Богу, поскольку противоречит элементарному здравому смыслу и человеческой природе. В лучшем случае такой, с позволения сказать, «пост»,  или  календарное воздержание от определенных видов  пищи, является своеобразной религиозной диетой, разгрузочными днями. Вполне может статься, что для кого-то и  сей пост будет полезен по  некоторым  параметрам. 



Пост из Нагорной Проповеди.

      Хотя Бог не давал никаких законов  для  поста, однако,  эта инициатива людей  с пониманием принята  Богом.  Милосердный Господь  видит  наши эмоции.   Поэтому и пояснил в Нагорной Проповеди:  «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред  Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.  6:16-18).

     Итак,  Ветхозаветная пыль на голове, рубище,   грязная веревка вместо пояса  в  дни поста  -  отменены.   По смыслу Нагорной Проповеди, пост есть состояние сердца. Печаль у тебя? Плачет сердце? Плачь, не стесняйся. Но не перед людьми, а перед Богом.  Не лезет кусок в горло?  Скажи об этом Богу, а не раскисай  принародно.  «…И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».


Пост-покаяние-молитва.

      Покаяние перед Богом, признание своей вины в согрешениях,  молитвы о прощении Богом, а также и молитвы за близких, друзей, находящихся в сложных положениях, - естественным образом не могут не сопровождаться какими-то  потерями аппетита,  даже отвращением  к пище, питью, веселью.  Грустное,  не радостное  время, в которое невозможно  радоваться. И  кушать  само собою не хочется.  Наверное, всем это понятно.    Пост, это  когда  нервы так натянуты, растревожены, что пища  забывается. Она и на ум не идет.

      Напротив, мятеж против Бога, непризнание своей вины перед  Ним, нежелание раскаяться  - проявляется в буйном  веселье, пированьях.  У пророка Исайи написано: «И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса, и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!». (Исайя 22:12,13).


Когда и как нужно поститься?

       Сколько может продолжаться  пост – лично решает каждый.  Точнее,  сам  организм,  и сама ситуация   подскажет человеку. О Христе, например,  написано, что «постился сорок дней и сорок ночей». И лишь «напоследок взалкал». Значит, что – тридцать девять  суток  Иисусу кушать не хотелось? Именно так! (Матф. 4 гл).

     Вероятно, в данном сообщении мы можем получить косвенный ответ на вопрос о длительности поста.  Принцип таков: Как захотелось кушать, так, значит – пост ваш закончился. Никакому человеку не по силам  пост   Иисуса Христа. Даже в самой критической ситуации, как это было у царицы Есфири, пост продолжался трое суток.

      Кстати, в  Библии всего два раза указана длительность поста.  Пост Иисуса и пост Есфири. Про Апостолов, например,  написано,  что постились по разным поводам. Но нигде ничего  не находим  насчет  продолжительности их постов. Устанавливать  жесткие сроки постов есть совершенно контр библейское, а также противоестественное  деяние. 

     Пост каждого человека  -  индивидуален,   ибо  индивидуален и неповторим  сам человек, его эмоции. Пост по календарю – абсурд.   Поститься «всем обществом»  невозможно, ну, разве только в исключительных случаях, как было в Ниневии, или при царице Есфири.

      В Библии нет никаких  формальных правил относительно поста. Бог  вообще не предусматривал для человека пост. По замыслу Бога человек сотворен для радостной жизни, без горя и печалей. И даже смертному человеку в Библии говорится: «…И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека, как есть, пить и веселиться…». (Еккл. 8:15).
       И Новозаветные  Писания говорят: «Всегда радуйтесь…». (1 Фессалон. 5:16)

«Часто в посте»…

    Однако реальная жизнь гораздо сложнее. И даже  великий Апостол,  который  написал «Всегда радуйтесь…», -  сам далеко не всегда радовался.  И у него как-то не получалось, чтобы  не поститься.  «…Много раз  был… в трудах и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте…». (2 Коринф. 11:23-32).





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.