Есть в Священном
Писании один примечательный текст, о котором специалисты склонны поспорить. Вообще, в Писании примечательных текстов много, но я имею ввиду этот: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом;
и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты соберешь горящие угли на
голову его, и Господь воздаст тебе». (Притчи Соломона 25:21-22).
Как понимать эти
слова из Ветхозаветной книги? Что значат горящие угли, которые человек соберет
на голову своего врага? С одной стороны, покормить голодного и напоить
жаждущего, даже врага, означает сделать хорошее, доброе дело. Но, разве из
данного текста не выходит, что мы кормим врага совсем не для того, чтобы
сделать ему хорошо? Ведь вряд ли кто-нибудь всерьез начнет говорить, что
горящие угли на голову представляют собой доброе дело. Скорее они будут страшной
местью, жестоким наказанием, не так ли?
Подобный вывод логически
мог бы напрашиваться сам собой. Дело в том, что процитированные слова сказаны
Ветхозаветным писателем Библии, сказаны представителем закона Моисея. А его параграфы
хорошо известны всем. «Око за око, зуб за зуб, ушиб за ушиб, душу за душу…», -
и так далее.
Древний читатель Священных книг, не знавший
ничего, кроме закона Моисея, когда видел такие слова Соломона об углях на голову
врага, по всей вероятности, воспринимал их как некое специальное руководство к
действию, направленное против своего врага. По-видимому, совет накормить
голодного врага древними евреями понимался как дополнительный шанс одержать
победу над врагом, ведь их закон повелевал врагов поражать, причем, всеми способами. Достаточно вспомнить, например, как о
врагах высказывался отец мудрого Соломона, вдохновенный царь Давид, горячий сторонник
закона. Приведу лишь один стих: «Услышал
Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко
поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно». (Псл.
6:10,11).
Де-факто Закон Моисея
подразумевал враждебность к врагу. По смыслу на основе Закона Израильтянину с
младенчества внушалась ненависть к врагам. Это показал Сам Господь в Нагорной
проповеди, когда учил: «Вы слышали, что
сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите
врагов ваших…». (Матфея 5 гл).
Закон Моисея,
кроме Заповедей Божьих, содержал в себе набор обрядов, правил, церемоний
жертвоприношений, и т.п. В принципе - обряды, жертвы, церемонии были у всех
иных народов, поклонявшихся своим идолам. По-видимому, в сравнении с обычаями других народов, с их празднествами, в глазах бездуховного человека Закон
Моисея сильно проигрывал, ибо церемонии других народов состояли еще из
телесных, плотских утех, точнее – из общего, повального разврата, пьянства,
обжорства. Израильтяне клевали на эту разноцветную приманку. Им нравилось то
«поклонение богу», которое видели они у соседних народов. Служение Ваалу
казалось им веселее, чем служение Господу. Этим объясняется история древнего
Израиля, почти сплошь состоящая из отступничества.
У исполнителей
Закона Моисея не было, и быть не могло духовного иммунитета против грехов. Их
праведность строилась на внешнем исполнении буквы Закона. Закон Моисея не
предполагал внутреннего изменения, или перерождения личности. Он лишь диктовал
правила, постановления, которые народ обязан был выполнять. Натуру человека
Закон Моисея не исправлял.
Парадоксальным образом, без ненависти к врагам
древний народ Израиль не смог бы существовать. Ненависть к врагам в то время
служила Израилю защитной стеной, спасением от мерзости окружающих народов.
Какие-либо контакты с другими народами сразу приводили к печальным
последствиям, ибо уводили народ к идолопоклонству и скотскому разврату.
Достаточно вспомнить случай в Ситтиме, когда Израиль вступил в «дружеские
отношения» с «дочерями Моава». Там, как известно, дело едва не закончилось
гибелью всей нации. Потом, чтобы физически сохранить народ, Господь сказал
Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами, и
поражайте их». (Числа 25:16,17).
Закон Моисея истиной не был. Он вел к истине,
к Христу. Сам по себе закон Моисея спасти человека не мог, не был для
этого предназначен. Его параграфы, в том числе и об отношении к врагам подчас
противоречили сами себе. Хотя, вывод о противоречиях можем сделать мы, знакомые
с Учением Христа. У нас имеется с чем сравнивать. А для древнего еврея в Законе звучало
все гладко. Рассмотрим, например, такой текст Закона: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, -
приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то
не оставляй его, развьючь вместе с ним». (Исход 23:4,5).
Для нас,
учеников Христа в данном тексте однозначно видна забота о врагах. Но, с позиции
древних Израильтян, в этом параграфе Закон говорит скорее о волах и ослах, чем
об их владельцах-врагах.
В целом Закон
содержал немало пунктов о животных и даже о растениях. Например, запрещалось во
время осады какого-то города вырубать или портить фруктовые деревья, растущие
вокруг. Причем, о дереве говорилось явно в сочувственном тоне: «…Дерево не человек, чтобы могло уйти от
тебя в укрепление». (Второз. 20:19).
Нельзя было
впрягать в одно ярмо быка и осла. Осел не потянул бы наравне с волом. (Второз.
22:10). В другой статье Закона говорилось: «Не
заграждай уста волу, когда он молотит». (Второз. 25:4). В общем смысле Закон
запрещал быть жестоким к животным.
Древний
Израильтянин понимал Закон буквально. Лишь Апостол Павел разъяснил, что,
например, слова о «волах молотящих» имеют еще иной, более глубокий смысл.
Апостол спрашивает: «О волах ли печется Бог?», - подчеркивая, что в том,
древнем Законе под «волами» подразумевались Божьи работники, а также поясняя,
что, в принципе, от начала в том Законе содержалась информация для учеников
Христа. Но сие сделалось понятным только
с приходом Иисуса. (1Коринф. 9:8-10. 1Тимоф. 5:18).
А древним
Израильтянином сотрудничество с врагом в случае помощи волам и ослам вполне
могло и не восприниматься, как жест примирения с врагом, а всего лишь как предписанное
Законом проявление милосердия к измученному животному.
В целом,
представляется, что слова мудрого Соломона, учившего «накормить и напоить»
врага, для древнего читателя могли значить, что врагу нужно сделать плохо любым
способом. Таково мое предположение, которое, на мой взгляд, имеет много
доказательств. В древнем Израиле, при законе Моисея, у народа не было никаких
оснований для иных рассуждений о своих врагах. У ревностных исполнителей Закона
в отношении врагов стучала мысль, сказанная Моисеем: «И будете прогонять врагов ваших и падут они пред вами от меча. Пятеро
из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами
от меча». (Левит 26:7,8). Данные слова, кстати, до сих пор мучают и вводят
в заблуждение ортодоксальных законников.
ПОУЧЕНИЕ СОЛОМОНА И ХРИСТИАНЕ.
В связи с
приведенными словами Соломона об углях на головах врагов, для современных
исследователей Писания возникла проблема. Именно эти слова Соломона, о горящих
угольях, процитировал апостол Павел в своем послании к христианам в Риме.
(Римл. 12:20). Но ведь ученики Христа никому не делают ничего плохого!
Апостол не
просто процитировал данные слова. Он привел их как руководство к действию для
учеников Христа. Одновременно, апостол Павел их разъяснил.
Для всех, кто
занимается исследованием Писаний этот пример свидетельствует, что любые попытки
понять Ветхозаветные тексты в отрыве от Учения Христа представляют собой путь в
тупик и заблуждение. Новозаветные Священные писания поясняют записанное в книгах
Ветхозаветных. Без книг Новозаветных Старозаветные книги понять невозможно. Вот,
и в этом случае - Новозаветное Послание Павла показывает, что, подлинный смысл
слов Соломона как раз не в том, чтобы вредить врагам, а в том, чтобы стараться
врагов превращать в друзей.
В отличие от
Закона Моисея, запрещавшего народу контакты с другими народами, Закон Христа
предписывает ученикам Христа общение с другими народами. Почему так? Ответ в
Евангелии.
Учение Христа
меняет человека. Христианин становится праведником не от исполнения каких-то
церемоний и обрядов, а от внутреннего изменения своей личности, от рождения
свыше. Учение Христа прививает человеку мощнейший иммунитет к злу, царящему в
мире. Потому Христов человек может свободно проповедовать истину грешнику и сам
не заразиться грехом. На него грех собеседника не передается, как он передавался
на древнего Израильтянина, контактировавшего с иноверцем. Внутренне древний
Израильтянин был точно таким, как и его языческий собеседник. Стоило ему чуть
отклониться от буквы Закона, как он сразу же скатывался в болото
идолопоклонства. Ученик Христа внутренне другой. Он жив Духом. На него грехи не
верующих не влияют. Потому он может накормить голодного и напоить жаждущего
врага. Но не для того, чтобы его поразить, а именно для того, чтобы попытаться
врага превратить в друга.
Если он,
человек - твой враг, значит, он думает, что - ты его враг, ибо никто не считает
врагом друга. Он тебя воспринимает, как врага. И он ошибается. На самом деле ты
ему не враг. Но как ты можешь показать, что не являешься ему врагом? Конечно,
можно подойти и сказать: «Я тебе не враг, я твой друг…». Но это будут голые слова.
Словам плохо верят. Нужны дела. Однако, если накормить врага, если напоить его
жаждущего - это подействует. Это встряхивает. Это реально покажет врагу, что ты
ему не враг.
Древний писатель
Библии применил очень сильное выражение: «Соберешь ему на голову горящие угли».
Мощный оборот речи! Огонь, горящий на голове, невозможно проигнорировать,
оставить на потом. Он вынуждает к немедленным и решительным действиям.
Таким оборотом
речи нам показана сила добра, добрых дел. Показано, как добро действует даже на
врагов. Как огонь углей на голове!
…Они думали, что
ученик Христа их враг, но потом они увидели, поняли, что христианин есть не
враг, а друг. Для них такая информация, или такое открытие стало горящим углем
на голове.
«Соберешь ему на
голову горящие угли», - действительно мощный оборот речи! В русском языке
имеется примерно такое же сильное выражение: «Как обухом по голове!». То есть,
человек о чем-то думал одно, а потом понял, кАк и наскОлько же он ошибался! Это
стало для него как обухом по голове. А древний гениальный писатель Соломон,
имея ввиду подобное прозрение человека, сказал: «Соберешь ему на голову горящие
угли». Апостол Павел просто процитировал Соломона. Лучшего выражения Павел не
искал.
Доподлинно неизвестно, какой смысл вкладывал
Соломон в свои слова. Он ведь жил по Моисееву закону и не знал Учения Христа. Он
лишь говорил под вдохновением. Есть основание полагать, что Соломон отнюдь не
заботился о врагах. Например, вот, что писал Соломон главой ранее: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не
веселится сердце твое, когда он споткнется; иначе, увидит Господь, и неугодно
будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». (Притчи 24:17,18).
То есть, мы
видим, что в данном наставлении Соломон думает совсем не о моральном облике
своего читателя, и не призывает его быть милосердным к врагам. У Соломона принципиально
иная цель. В данном тексте Ветхозаветный проповедник призывает не радоваться
падению врага не для того, чтобы помочь врагу, а для того, чтобы врагу помощь
не пришла!
В глубинном смысле такие слова Соломона
показывают ущербность Моисеева закона и необходимость Учения Христа.
По-видимому, для этой цели Соломон и был вдохновлен их записать.
Лишь апостол
Павел раскрыл нам смысл древних вдохновенных слов об углях на головах врагов. Апостол
учит быть мирными с врагами. Не факт, что враги перестанут с нами враждовать.
Но с нашей стороны мы должны предпринять шаги, чтобы примириться. Павел
говорит: «Никому не воздавайте злом за
зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны,
будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место
гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак,
если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты
соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло
добром». (Римл. 12:17-21).
-.-.-.-.-.-.-.-
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.