«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога
(моего) Иисусом Христом, Господом нашим». (Апостол Павел).
ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РАЗУМА И ЧУВСТВ
НЕВЕРУЮЩЕГО
ЧЕЛОВЕКА.
Что такое счастье? Как его достичь? Можно ли? Почему вокруг столько несчастных людей?
Многообразные мудрецы и философы очень
любят
поупражняться на эту тему в своем ремесле пустословия. А ответов как не было, так и нет.
Если бы человечество своей мудростью могло
понять эту тему, на Земле уже давно
не
было бы ни одного несчастного человека. Всегда имеющееся неохватное число
несчастных людей более чем убедительно свидетельствует о неспособности мировой науки, культуры и религий показать людям путь к счастью и помочь достичь его.
В чем же заключается суть проблемы? Почему этот вопрос так труден для решения?
Ответ
простой: Люди не прислушиваются к тому, что им о счастье говорит Бог.
Более того – многие вообще не верят в Бога! Как же они в этом случае могут быть счастливыми? Они – наказаны
несчастьем за то, что не верят, и не слушают слов Бога. И наказали они – сами себя!
Между тем, в Священных Писаниях счастье человека является одной из основных тем. Можно даже сказать, что Священное Писание и послано людям для того, чтобы привести их к счастью. Причем,
не к счастью, а к блаженству. Счастье, как говорят иные знатоки нашего языка, происходит от слова «час», что
указывает на временность, преходящесть, скоротечность сего состояния. А Блаженство
намекает на бесконечность, на вечность. Блаженство есть счастье, возведенное в н-ную
степень. Именно такое счастье предлагает людям Бог.
Итак, что говорит Бог о счастье человека? Как написано в Библии?
В ней,
среди прочего, сказано: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум».
Слово «блажен» - много раз встречается в Библии. Но всегда это слово идет в одной связке с мудростью, с разумом, с рассудительностью. Никогда, нигде слово «блажен»
в Библии не приводится в связи с эмоциями, с чувствами человека, функционирующими самостоятельно, без руководства разума.
Основная мысль Библии по вопросу счастья человека заключается в том, что, счастливым есть тот, кто в жизни руководствуется мудростью, знанием, рассудительностью, основанными на законах Бога. Много ли таких?
Не знаю.
Большинство, как видно, идут на поводу своих чувств, эмоций.
«…Когда я выходила за него замуж, я знала, что моя жизнь с ним не будет сладкой. Но я ничего не могла поделать с собой. Он был такой хорошенький…». Так рассказывала одна пожилая женщина, которая за всю жизнь
хлебнула очень много разных огорчений и обид от своего мужа…
«Я ничего не могла поделать с собой…». Кому не знакомо это состояние? Разум говорит одно, а чувства, эмоции – пересиливают разум. И нас несет, несет. Мы видим, что не туда, но «ничего не можем поделать»…
К сожалению, в современном обществе такое явление не только не обличается, но всячески превозносится и восхваляется. «Живи сердцем! Слушай сердце…»,- твердит массовая культура. «Отключай разум, слушай свои чувства»,- проповедуют даже многие религиозные деятели. И вот, как говорится, имеем то, что имеем. Не живут люди по уму, но по сердцу. Не разумом руководствуются, а эмоциями. Чувства правят людьми. Отсюда - их страдания.
Следует подчеркнуть, что в
Библии ни в коем случае не говорится, что человек должен быть бесчувственным
существом, руководимым лишь холодным рассудком, вроде машины. Речь идет о
приоритетах. Вначале – разум, а затем – чувства. Разум – голова, чувства – тело. Разум венчает
чувства. Так они расставлены в Священном Писании.
Милосердный Господь прекрасно знает «состав» человека. Он отлично понимает, какую роль в жизни человека играют эмоции, чувства. И Он щадит наши чувства, и не посылает законов и постановлений, которые вредили бы нашим чувствам. И не провозглашает нам нереалистичных заповедей и запретов. Бог не осуждает нас даже тогда, когда наши чувства бурлят как паровой котел. Бог не осуждает нас за чувства, но – при одном условии: если, в конечном итоге, наши чувства все-таки будут побеждены разумом.
Например, нигде в Священном Писании вы не встретите заповеди «Не гневайся», хотя всем известно, что гневаться – не хорошо. Однако Господь в Библии учит, чтобы мы «гневаясь не согрешали», то есть, Господь говорит, что нельзя эмоциям давать не ограниченную власть над собой, что разум должен контролировать, и, в конечном итоге,
брать верх над чувствами. (Ефес.
4:26,27)
Известно, как расстроился Каин после того, как его жертва не была принята Господом. Он буквально
«поник лицем». Бог предупредил его: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть, Бог прямо сказал
Каину:
«Господствуй над своими эмоциями». Это был первый совет Бога о том, как человеку справляться со своими чувствами.
(Бытие
4:3-7).
Итак, счастье. Что
говорит Библия?
Бог есть Отец человечества. Любящий, добрый, милосердный Отец, заботящийся о благе Своих детей-людей. К примеру, есть у нас некий благоразумный отец.
Что он желает своим детям? Прежде всего, разумеется, он желает им
здоровья,
чтобы они были живы-здоровы.
Остальное – приложится. Для него не столь важно кем они будут работать – слесарями-ремонтниками, или министрами. Для него, как для отца, главное, чтобы они были живы, затем
здоровы. А профессия – потом… Если они приобретут свою профессию в ущерб своему здоровью и жизни, то для отца их деяние будет выглядеть настоящей глупостью.
Примерно такой подход к человеческому счастью сформулирован
в Библии. Бог
заботится о том, чтобы человек был живым. И чтобы не просто прожил несколько, пусть, десятков лет в этой жизни, но чтобы жил ВЕЧНО. Вот – принципиальный подход Бога к человеческой жизни, а также к его, человеческому счастью. Бог дает человеку те советы и наставления, которые сделают его счастливым не только в этой жизни, но и в жизни вечной. Таков подход Бога-Отца.
С точки зрения, по мнению Бога, счастливым человеком является тот человек, который позаботился о своей вечной жизни. Счастливым может быть лишь кто-то живой. Мертвый счастливым быть не может. К мертвецу понятие счастья не применимо. И Бог предлагает человеку, прежде всего, решить вопрос относительно того, будет ли он, этот человек, живым, или не будет. Будешь жить, значит, счастье
приложится. Смертный не может быть счастливым.
Господь Иисус в Нагорной проповеди перечислил категории людей, которые уже сейчас, уже в этой жизни,
с Его точки зрения, есть
«блаженные», счастливые. Почему,
например, «блаженны» кроткие? Почему «блаженны» чистые сердцем? И – т.д.? Они потому «блаженны»-счастливы, что им, за их человеческие, сердечные качества и дела Господь дарует вечную жизнь!
Без Бога
у человека никак не может быть счастья.
Материализм и счастье – понятия
несовместимые. Смертному, приговоренному к смерти - в высшей степени глупо искать счастья в жизни.
В лучшем случае он может заполучить «счастье быка, нашедшего грядку с горохом…». Сизифов труд погони за личным счастьем является уделом того,
кто отвергает мудрость Бога. Для
нарушителя Божьих заповедей стремление к
счастью превращается в кару, в проклятие.
В Библии
есть замечательная глава, в точности описывающая счастье материалистического
обывателя и размышления о нем верующего
человека. Трудно поверить, что она была
написана три тысячи лет назад. Читаешь как современный репортаж. Привожу из нее цитату (Псалом 72):
«А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва
не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие
нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими
людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и
дерзость, как наряд, одевает их.
Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце. Над всем издеваются; злобно разглашают
клевету; говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает
по земле.
…И вот, эти нечестивые благоденствуют в
веке сем, умножают богатство.
Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и
омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям
всякое утро?
…И думал я, как бы уразуметь это; но это
трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца
их.
…Когда кипело сердце мое и терзалась
внутренность моя, тогда я был невежда, и не разумел; как скот был я пред
Тобою…».
Сегодня
тоже, когда речь заходит о счастье, у многих людей «кипит сердце и терзается
внутренность». Другими словами – эмоции зашкаливают. Не пора ли остынуть? До каких пор можно быть перед Богом «как скот»?
С чего у
благоразумного человека начинается строительство его счастья? Не с
эгоистичных поисков «объекта» или
«экземпляра», который сделал бы тебя счастливым, а с налаживания
отношений с Иисусом Христом. Начинать
необходимо с самого себя. Человеческие
качества, которые предлагает нам Иисус Христос в Своем Учении, однозначно
сделают нас счастливыми, при условии, если мы разовьем их в себе.
Вот, что
говорит Христос людям
занятым строительством своего
счастья:
«Всякого, кто слушает слова Мои сии и
исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
и пошел дождь, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому
что основан был на камне. А всякий, кто
слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку
безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились
реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его
великое». (Матфея 7:24-27).
СЧАСТЬЕ В СОВЕРШЕНСТВЕ.
«Делая добро да не унываем, ибо в свое время
пожнем, если не ослабеем». (Библия)
Постоянство в добром деле.
Каким бы ты не был
добрым и отзывчивым человеком сам по
себе, по природе, ты все равно
устанешь, сломаешься, ожесточишься. Жизнь
так сложна и противоречива,
что выбивает из колеи любого. Постоянно, всегда быть
добрым, добродетельным сможет лишь тот, кто получает духовную подпитку Свыше, от
Бога, от Его Духа.
Кое-когда, эпизодически
добрые дела совершают даже мафиозные главари. Бог, конечно, это видит, и зачтет
им, но…
Если кто стремится к
праведности, тому в добрых делах
надлежит быть постоянным, не уставать в делании добра. Апостол пишет, что Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые ПОСТОЯНСТВОМ в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,
жизнь вечную». (Римл. 2:6,7).
Господь Иисус в
Откровении перечисляет положительные
качества одного из Своих служителей: «Знаю твои дела, и труд твой, и терпение
твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые
называют себя Апостолами, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь
терпение, и для имени Моего трудился и НЕ ИЗНЕМОГАЛ». (Откровение 2:3,4).
Что еще, кроме помощи от
Бога, нужно для того, чтобы не устать, «не изнемочь» в делании добра?
Еще необходимы усилия
самого подвизающегося. В каждом
человеке соседствуют два противоречащих друг другу начала: эмоции, тело, плоть. И - разум, совесть, дух. Главенство разума
играет решающую роль в постоянстве добра, в сопротивлении злу. Тот,
кем руководят эмоции – бессилен перед злом. Лишь холодный ум,
здравомыслие, рассудительность смогут помочь уклониться от греха.
Человек, живущий по законам Бога, называется в
Священном Писании, не много не мало – совершенным. Апостол пишет: «…чтобы
вы пребыли совершенны и исполнены
всем, что угодно Богу». (Колосс. 4:12).
В другом тексте
сказано: «…оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству».
(Евр. 6:1).
Иисус Христос в Нагорной
проповеди учит: «Итак, будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный». (Матф. 5:48).
Что подразумевается под
«совершенством»? Жизнь по Учению
Христа. По разуму. Не по эмоциям, и не по желаниям тела.
«Но это же так трудно!»,-
воскликнет некто. И будет прав. Жить по разуму, ориентированному на Божьи заповеди, есть тот узкий путь и
тесные врата, о которых говорил Господь, что «немногие находят их». Гораздо легче
сделать то, что «хочется».
Намного проще не сдержаться, «психануть», рубануть с плеча «правду-матку», высказать все в глаза… Но, в обращении с ближними, с людьми - это есть путь, ведущий в противоположную от
праведности сторону. Кто «ударившему по
щеке обращает другую щеку», тот
поступает иначе…
Заслуживает внимания, как Господь Иисус построил Нагорную
проповедь. Вот, Он говорит Свои
знаменитые слова: «Итак во всем, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом
закон и пророки».
И сразу, вслед за этими
словами Он продолжает: «Входите тесными
вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и
многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и
немногие находят их». (Матф. 7:12-14).
Что получается? А то,
что совершать поступки, жить,
вести себя с другими людьми согласно
наставлениям Христа - означает
войти в «тесные ворота» и, в дальнейшем идти по «узкому пути». А это
трудно. Необходимо буквально
заковать в «железные кандалы» свои
чувства и эмоции; иногда прямо ценой неимоверных усилий заставлять их
подчиняться разуму. Много ли таких людей? Наверное, много. Бог знает. Лично я пока встречался с некоторыми из
них… Протискиваться в тесную
калитку, и затем всю жизнь идти по узкой
тропинке - желают немногие. Гораздо
приятнее без проблем ввалиться в широченную
арку пространных ворот и легко катить по гладкому проспекту безрассудства
и эмоциональности, что и делает большинство…
Из уст различных
религиозных проповедников часто слышны фразы о человеческом несовершенстве.
Дескать, мы, люди, несовершенны, поэтому нам свойственно грешить, ошибаться.
В некоторых
«деноминационных» переводах Библии, сделанных в угоду религиозных представлений
их переводчиков, слово «совершенство»
вообще отсутствует или заменено на слово «зрелость». Жаль. Налицо прямое
уклонение от истины Христа в сторону материалистической философии, от духа к
букве. Ибо, как известно, за зрелостью всегда следует перезрелость, а за ней –
загнивание и тление, что, в принципе, и происходит с религиями. Но
совершенство – категория вечная. Совершенству предела нет. Поэтому
Господь Иисус и говорит: «Итак, будьте
совершенны…».
Религиозные учения о
«человеческом несовершенстве» имеют цель
содержания людей в религиозном рабстве, в полном подчинении руководителям
религий. Ибо, поскольку «мы все несовершенны», выходит, что мы не можем обходиться без
руководящей и направляющей роли наших религиозных вождей, учителей, пасторов,
старейшин и т.д. Следовательно, мы «не совершенные», должны неукоснительно подчиняться
религиозным руководителям, как Богу. Мысль о
духовном «не совершенстве» учеников Христа де-факто подразумевает их
интеллектуальную ущербность, неспособность здраво рассуждать, принимать правильные решения в духовных вопросах и оставаться
твердыми в своем выборе.
Наверное, ничто так не
способствует духовному закабалению верующего, как внушенная ему мысль о его
беспросветном несовершенстве, настолько тяжелом, что для его преодоления
потребуется целая тысяча лет, да еще в райских условиях, без дьявола и
демонов. Брат, сглотнувший эту идею,
становится беззащитным перед религиозной демагогией лжеучителей и лжепророков. Опыт
показывает, что члены религиозных организаций, наиболее рьяно проповедующих идею о «человеческом несовершенстве», более других
отрешены от свободы мышления во Христе Иисусе, будучи полностью подчинены своим
религиозным вождям-пророкам-помазанникам.
Вот, что на эту тему я
писал в книге «Тетраграмматон – знак Божьей любви»:
«…Не люблю эти слова «наше несовершенство...» Иисус говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». /Матф. 5:48/.
«…Не люблю эти слова «наше несовершенство...» Иисус говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». /Матф. 5:48/.
В каком
смысле у нас «человеческое несовершенство»? В физическом! Мы болеем, стареем и
умираем. У нас слабеет зрение, слух, память. В этом - наше несовершенство.
Именно об этом говорил Апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое,
которого не хочу, делаю...» /Римл.7 гл/. Он говорил о физических немощах,
которые берут над нами верх из-за врожденного,
«живущего в нас» греха Адама, но не о праведности, не о святости. Никто,
ведь, из нормальных людей, не говорит: «Я украл, потому что забыл, что нельзя
воровать...» Или: «Ой, я забыла, что нельзя изменять мужу... Это - мое
человеческое несовершенство...» Или: «Я совсем забыл, что нужно помочь
нуждающемуся...»
В
подобных вопросах христиане должны быть совершенными. Но путь к духовному совершенству
- не легкий. Сколько нужно совершить ошибок, сколько нужно набить шишек, прежде
чем чему-нибудь научишься! Как тяжело даются нам уроки благоразумия! О себе я
могу сказать, что, если на одну чащу весов положить мои добрые дела, который я,
возможно, совершил за всю жизнь, а на другую чашу весов погрузить мои ошибки и
грехи, то последние не просто перетянут первые, а вообще выведут из строя сами
весы».
Библия нигде не
поддерживает идею о «человеческом
несовершенстве», неотвратимо присущем Божьему
человеку. Напротив, Дух Священного
Писания настаивает, что всякий
желающий, прикладывающий усилия поступать согласно с Учением Господа Иисуса
Христа, уже сейчас, в этой жизни, в своем смертном теле - может достичь того
уровня, когда его духовное состояние
станет СОВЕРШЕННЫМ.
«Терпение же должно иметь совершенное
действие, чтобы вы были совершенны во
всей полноте, без всякого недостатка». (Иаков 1:4).
«Да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим. 3:17).
«…Итак, если кто из нас совершен, так
должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите,
то и это Бог вам откроет». (Фил. 3:15).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.