"Не мир, но меч..."
В Евангелии от Матфея, в десятой главе читаем: "Не
думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир принес Я, но меч; ибо Я
пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со
свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин
Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не
берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а
потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". (тексты 34-39)
Каждый знакомый с Учением Христа
прекрасно знает, что Христос
никогда не говорил, что Его ученики будут людьми "с мечами", враждебными, непримиримыми, жестокими...
О том, какими должны быть ученики Христа,
как они будут относиться к другим людям,
и, конечно же, к родственникам,
Господь весьма доходчиво проповедовал: "...Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и
другую..." "Не судите, да не
судимы будете..." "...Когда
делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не
могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в
воскресение праведных..."
И - так далее. В общем, Нагорная
проповедь, и все Учение Христа, хорошо
известны.
Как же тогда разуметь приведенные выше слова Христа?
Чтобы правильно понять эти слова Господа, следует обратить внимание на ситуацию, при которой Господь их произнес, или
просто взглянуть на контекст. И мы
увидим, что Христос говорил эти слова, когда посылал Своих учеников на
проповедь.
Вся десятая глава Евангелия от Матфея представляет собой
наставление, которое Христос преподал Апостолам в связи с их наступающей проповеднической
деятельностью. Учитель наперед показывал ученикам, какова будет реакция людей на проповедь
Евангелия. Христос предупреждал их о тех
опасностях, которые их, как проповедников Евангелия, ожидают в будущем.
Эти слова Христа говорят вовсе не том, как
Его ученики должны поступать с другими людьми, в том числе с неверующими членами своих семей, с родителями
и с детьми. Ученики Христа никому не
предъявляют никаких религиозных требований или претензий. Им люди
предъявят претензии по поводу их веры во
Христа, но они - никогда. Человеку "другой веры" ученики Христа не говорят: "Если ты не в нашей вере, мы
не будем с тобой общаться". Или: "Если
не примешь нашу веру, значит не друг нам..."
Общий смысл наставлений Иисуса таков, что
проповедники Евангелия должны быть готовы к мощному противлению, которое им непременно
станут оказывать многие люди, в том числе также и друзья,
члены семьей и родственники.
Разъяснения Христа показывали, как с ними, с учениками Христа будут поступать другие
люди, даже члены их семей. В том же
разговоре, немного ранее, Христос
предупредил учеников: "Предаст же брат брата на смерть, и
отец - сына; и восстанут дели на родителей и умертвят их; и будете ненавидимыми
всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется ". (тексты 21,22).
Таковы реалии, с которыми неизбежно
должны были, по словам Христа, столкнуться Его ученики, как проповедники
Евангелия.
Господь не принес людям вражду. Он учил: "Входя в дом, приветствуйте его "мир вам!".
Подчиняясь словам Господа, ученики Христа не "размахивают
мечом", и ни с кем не конфликтуют.
Они "возвратили меч в его место". Мечами и кольями вооружаются безбожники и христопродавцы. Когда Христос говорил, что принес не мир, но
меч, Он предупреждал учеников о том, что люди будут их преследовать, "поднимать против них мечи", в том
числе даже близкие родственники.
Уместно вспомнить, что по этому поводу
сказано в Евангелии от Луки в 21 гл: "Прежде
же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в
темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое... Преданы также будете и
родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас
умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое".
"Похоронить отца..."
"...А другому сказал: следуй за мною. Тот сказал: Господи! позволь
мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь
мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще
другой сказал: я пойду за тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с
домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и
озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия". (Луки 9:59-62)).
Как понимать эти слова Христа?
Здесь Христос не учил что сыну-христианину следует бросить на произвол судьбы одинокого
немощного старика-отца и отправиться
"проповедовать Евангелие". В
данном случае Иисус говорил о духовном состоянии проповедников Евангелия, и о
крепости веры проповедников.
Смысл этих слов Христа
точно такой же, какой содержится в Его словах о жене Лота. О ней Он как
то сказал: "Вспоминайте жену
Лотову". (Луки 17:32). Как известно, жена Лота нарушила приказ Ангелов
не оборачиваться назад и оглянулась на оставляемый ею Содом, от чего и погибла.
Что продемонстрировала она своим
оглядыванием? Свое неверие. И за это была поражена смертью.
В красивой просьбе учеников о похоронах
отца и о прощании с домашними Господь усмотрел не сыновнюю заботу о
родителях, а их "оглядывание назад". Они, эти двое учеников, зная, понимая, что
разговаривают с Мессией, тем не менее пытались как бы оттянуть время, чтобы не
сразу приступить к деятельности, на
которую их назначал Мессия.
Поэтому Христос и ответил: "Никто,
возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия
Божия". Господь Своим ученикам запретил неверие, а не
нормальные человеческие просьбы или отношения.
А то, что Христос чьего-то папашу назвал
духовно мертвым, живущим среди таких же
мертвецов, ну, Ему виднее. Значит, на
это у Него были основания. Он знал и знает все. Он - Судия живых и мертвых...
"Оставить дом, братьев... жену?.."
"Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом,
или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не
получил бы ныне, во время гонений, во сто крат более домов, и братьев, и
сестер, и отцов, и матерей, и детей, и
земель, а в веке грядущем жизни вечной". (Евангелие от Марка 10 гл).
О чем здесь говорится?
Только
не о том, чтобы оставить жену и детей и
бежать на проповедь со словами: "...Управляйтесь как можете с
горшками и пеленками, а мое дело - проповедовать Евангелие...".
Апостолы так не поступали. В послании Коринфянам Павел, например, пишет: "..Или не имеем власти иметь спутницею
сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?". Что здесь видим? А то, что жены Апостолов
были спутницами Апостолов. Апостолы не
бросали своих жен "ради проповеди". Они правильно понимали Христа.
...Богатый и благочестивый молодой человек
спросил Христа: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь
вечную?". Господь указал ему на
заповеди. "Все это сохранил я от
юности",- ответил юноша. И тогда Господь сказал: "Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест".
И что юноша? Читаем: "Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у
него было большое имение". А Иисус говорит ученикам: "как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!".
После этого между
Христом и Апостолами состоялся предметный разговор, в конце которого Господь и сказал процитированные здесь слова из
Евангелия от Марка, что "нет никого, кто оставил бы дом, или братьев,
или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не
получил бы ныне, во время гонений, во сто крат более домов, и братьев, и
сестер, и отцов, и матерей, и детей, и
земель, а в веке грядущем жизни вечной".
Рассматривая в контексте
данную ситуацию, мы, конечно, увидим, что Христос не учит бросать
семьи. Он здесь говорит про другое.
...В Евангелии от Луки, в 12 главе мы находим
притчу о некоем землевладельце, который собрал хороший урожай, и который
заявил: "Сломаю житницы мои и
построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы:
покойся, ешь, пей, веселись...".
Далее написано, как Бог
ответил разбогатевшему глупцу: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут
у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?".
Трагедия этого человека заключалась в том,
что свои надежды на будущее он возлагал не на Бога, а на свое богатство.
Христос прямо сказал: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для
себя, а не в Бога богатеет".
Благочестивый молодой человек, в принципе,
где-то был похож на того глупого богача. Он также не мог расстаться со своим
богатством, возлагая на него свои надежды.
Поэтому Иисус и сказал о нем: "как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!".
Однако случается, что люди возлагают
надежды не только на деньги, на дома, на земли.
Кто-то может считать, что его родственники, семья, жена, муж, дети, братья и
сестры или друзья будут для него опорой
и подкреплением в жизни, но не Бог.
Вот это - неправильно в глазах Бога. Верующий человек никак не пренебрегая
родственниками и членами семьи, отдавая им должное, все равно всегда на первое место в своем сердце возводит Бога. Как, например, это было у праведного
Иова.
Жизнь человека зависит исключительно от
Бога. Ставя что-то или же кого-то по жизненному значению выше Бога, человек делается недостойным
Божьей милости. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и
кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меняя",- сказал
Иисус.
Естественно, эти слова также подразумевают,
что ученик Христа не может поддаться на уговоры своих родственников, если они
склоняют его отречься от Христа. На
такой шаг ученик Христа не пойдет ни при каких обстоятельствах. Ученик Христа
не отрекается от Христа. Но и от родственников ученик Христа не отрекается. Они могут отречься от него. Они могут изгнать
его из дома. А он - никогда.
Без слов приобретать...
В наше время различные
сектанты широко используют рассмотренные выше слова Христа, чтобы
вмешиваться в личную семейную жизнь своих адептов, иногда буквально разбивая семьи. Ссылаясь на
вырванные из контекста эти слова Христа, они утверждают,
что, если брачный партнер не придерживается "истины", то есть не
разделяет религиозных взглядов "верующей" стороны, то, последняя,
дескать, основываясь на словах Господа, что "не мир принес Я, но меч", может развестись с "неверным". Если же так не сделает, то покажет этим, что любит
жену (мужа) более, нежели Христа, и,
значит, - недостойна Христа. Руководители сект готовы пойти на любое чудовищное
извращение Учения Христа, только бы не потерять своих "овец". Но сейчас речь не о них.
Относительно того, как поступать с
"неверующим" мужем (женой), все предельно ясно сказал
Апостол Петр: "Также и вы
жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих
без слов приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное
житие".
Итак, Апостол четко пишет, как должна
поступать верующая сторона с "не покоряющемся слову". Его нужно не выгонять из дома, и не уходить
от него, а приобретать его "без
слов", житием своим. Это есть
Учение Христа.
В
первом веке среди учеников Христа появлялись
люди буквально воспринимавшие слова Христа из Нагорной проповеди: "Не
заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Ищите же прежде Царства Божия
и правды Его, и это все приложится вам".
Вдохновенные такими обещанием Господа бездуховные люди переставали работать,
зарабатывать на хлеб, не заботясь не только о самих себе, но и о членах своих
семей, в том числе и физически немощных.
В некоторых церквах дело приняло
такой серьезный оборот, что пришлось вмешаться Апостолу Павлу. И он
решительно написал таким деятелям: "Если же кто о своих и особенно о
домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного".
Состояние сердца есть основа поведения
человека. Какое у человека сердце, такие
и Библейские тексты он отыскивает для обоснования своих действий.
Помню, давно среди некоторых
старых свидетелей Иеговы ходил рассказ об одной христианке из Южной Кореи,
которой муж запрещал верить во Христа. Безусловное требование мужа заключалось в том, чтобы она
вернулась к их традиционной религии, оставив христианство. Преследование со стороны мужа было
самым жестоким и
буквальным. Он бил свою жену, выгонял ее из дома, так что нередко она в холодное время ночевала на улице. Такие "концерты" мужа проходили с определенной регулярностью по нескольку раз
в год на протяжении многих лет.
Все ее родственники, знакомые и даже религиозные наставники говорили ей, что она имеет
право, может оставить
мужа-тирана, что в Библии есть на
это разрешение, что Апостол Павел прямо говорит об этом... Она же отвечала, что попробует еще потерпеть. И, невзирая на все чудовищные издевательства, эта
кроткая и терпеливая христианка всегда
возвращалась домой, и с самым искренним сердцем вновь общалась с мужем.
Наконец, однажды, по прошествии двадцати лет борьбы со своей женой-христианкой,
муж в приливе очередного религиозного
противостояния, сказал ей:
"Забирай, что в доме для тебя самое дорогое, и уходи! Чтобы я больше тебя
здесь не видел! Это - конец!"
Жена взяла большое покрывало, расстелила
его на полу и решительным тоном приказала мужу: "Ложись на это
покрывало!". Муж оглянулся: "Что?..".
"Для меня самое дорогое - ты. Я тебя возьму с собой...",- сказала
жена. Муж остолбенел...
Завершался рассказ тем, что муж через некоторое время покаялся перед женой.
И обратился к Христу, тоже стал
христианином, как и его жена...
Возможно,
кто-то скажет: "Красивая сказка...". Но я не могу так сказать.
Примерно аналогичные истории
"на своем веку" мне приходилось
видеть самому. И неоднократно, как в Казахстане, так и в
Украине, и в России. Послушные Христовым заповедям жены (или мужья!)
делали все для того, чтобы сохранить
свою семью, чтобы помочь своему не покоряющемуся Христу брачному партнеру познать Бога. И прекращали свои
попытки только после того, когда их выгоняли окончательно и бесповоротно, или
когда узнавали, что вместо них появился другой. Тогда уже они успокаивались,
предав это дело Божьей Воле, как написано: "к миру призвал нас Господь".
Сегодня есть люди живущие по Учению
Христа! Даже я знаю их, некоторых знаю по именам. Есть праведные мужья и жены на земле! Они восприняли Учение
Христа по духу, а не по букве, сердцем, а не только умом. Сегодня
есть люди с добрыми сердцами! Они и войдут в Церковь Господа Христа.
Совсем
не случайно Господь Иисус называет Свое Учение - тесными вратами, узким путем.
И подчеркивает, что многие попытаются идти ими, да не смогут. А почему не смогут? Да потому, что сердца у них злые. Они никак
"не смогут", чтобы не воздать злом за зло. И поэтому,
"размахивая мечами", и
"любя Христа более, нежели отца и
мать", вместе с большинством,
покатятся по широкому гладкому проспекту
мимо Божьего Царства прямо в жерло геенны.
Каждый, называющий себя верующим, должен
определиться по какому пути ему следует идти. А также - на какой он стороне, на стороне Духа Божьего
и Любви Христовой, или на стороне
мертвой буквы и сатанинской жестокости. Что изберешь, то и получишь.
"Как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так и вы поступайте с ними". - Христос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.