воскресенье, 19 октября 2014 г.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЕФФАЯ... СЕРЪЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ…





 «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Луки 14:26. Синодальный перевод).
«Кто приходит ко Мне, но любит Меня не больше, чем любит отца, мать, жену, детей, братьев сестер, не больше, чем саму свою жизнь,- тот не может быть Моим учеником». (Современный Русский Перевод).

Была ли дочь Иеффая принесена в жертву своим отцом?  Получается, что – да, была… 

    В Библейской книге Судей, в 11 главе описывается один,  и странный,  и страшный случай с человеком по имени Иеффай, и с его дочерью.
     Повествование  открывается сообщением, что Иеффай  был человек храбрый. Далее говорится, что Иеффай был сын блудницы и Галаада (по-видимому князя Израильского). Как видно, когда-то князь не побрезговал развлечением с проституткой. Однако родившегося ребенка Галаад взял к себе. Здесь он поступил честно.

     По законам того времени сын блудницы не считался полноценным человеком. Общество не принимало ни его, ни его потомство. Такие люди влачили существование настоящих  изгоев.
     Пока Иеффай был ребенком, его еще терпели в доме  отца. Но когда он вырос,  законные дети  Галаада - выгнали его.  
     Изгнанный,  бездомный, он устроился в другой земле,  за границей.    Как сильный и способный  к войне,  там он  сколотил шайку  из «праздных людей», и   жил,  зарабатывая какими-то военными действиями, возможно, даже грабежами.

    Он знал, понимал, что Израильский Бог есть истинный Бог, и что законы Израильского Бога правильные и справедливые.  На свою судьбу он смотрел как на волю Бога. «Раз таким родился, значит,  это  угодно Богу…»,-  вероятно, говорил в себе Иеффай. Он принял волю Бога, смирился со своей участью, как с данной  ему от Бога.
     И Бог увидел его.

Возвышение Иеффая.

      Аммонитяне пошли  войной на Израиль.  Надвигается страшная беда.  Общество Израильское разобщено (враги знали, когда начинать военную кампанию),  толкового начальника или полководца, который мог бы организовать оборону и дать отпор агрессору, в народе нет.
     В критический для нации момент старейшины вспоминают: «Иеффай!  Он сможет…».  Они направляются к Иеффаю и  просят его  возглавить Израильское войско…

    Наверное,  трудно представить себе, что в  те дни чувствовал Иеффай. Вчера он – вообще никто,  существо на уровне с псом. А сегодня – главнокомандующий, вождь нации, судья!
     Иеффай понимает, что  без воли Бога такая метаморфоза никогда бы не произошла.  Написано: «…Иеффай произнес все слова свои пред лицем Господа…». А дальше, по ходу повествования, сказано: «И был на Иеффае Дух Господень»… Бог действительно избрал его быть вождем нации.
     (Вот вам и параграф Закона:  «Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне». (Второзаконие 23:2).  У Бога Свой взгляд на людей…   Но это другая тема…).

    «И пришел Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и Господь предал их в руки его.  И поразил их поражением весьма великим… и смирились  Аммонитяне пред сыновьями Израилевымы»,- говорится далее в книге Судей.

Промах Иеффая.

    Однако…  ранее…  готовясь к сражению,  Иеффай  сказал Богу: «Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращению моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение».

    Почему Иеффай дал такое, по меньшей мере, странное  обещание Богу? Может сгоряча, а может  о чем-то, как у нас бывает,  банально  не подумал…  Трагический эмоциональный порыв.     Но, по возвращению  с миром домой,  на встречу ему вышла его единственная дочь! 
     «Она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя!  ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! Я отверз о тебе уста мои пред Господом, и не могу отречься».

Колоссальная вера дочери Иеффая.

      «Она сказала ему: отец мой! Ты отверз уста твои пред Господом, - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил  чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам».

     Дочь Иеффая прекрасно знала жизненную судьбу своего отца, человека, рожденного продажней женщиной. Также и относительно своего личного будущего она не питала особых иллюзий, ведь говорилось в законе, что и дети такого человека будут отверженными. Она, как и  отец, жила изгоем. И она также смирилась перед Богом.
     И вдруг - такие перемены! Бог поставил ее отца вождем нации! Бог помогает отцу!  Но, если отец нарушит свое слово, Бог прогневается на него, - считала она.  Чтобы этого не случилось, она решила отдать свою жизнь.

     Комментируя этот Библейский случай  многие толкователи  сходятся во мнении, что  там имеется ввиду не буквальное жертвоприношение, что девица не была принесена в жертву, а, всего лишь, осталась незамужней, старой девой, была отдана в храм на служение… И – так далее.
    Неправда все это. Библия прямо говорит, что девушка была принесена в жертву всесожжения!  Причем,  САМА пошла на жертвенник, добровольно!

    Ее поведение в точности  сходно с поведением  Исаака, который не сопротивлялся, когда Авраам возлагал его на жертвенник.  Эти молодые люди проявили колоссальную веру Богу и покорность Его воле.  Мы вполне можем себе представить, что, если бы молодой человек Исаак  воспротивился, то старик Авраам, не смог бы с ним совладать.  Так же  и дочь Иеффая  легко могла убежать от своего отца.   Она с подругами далеко от дома целых два месяца «оплакивала свое девство». У нее  была возможность скрыться. Но она вернулась.

    Конечно, в Библии нет подробностей этой истории. Однако нам не запрещено пытаться взглянуть вглубь случившегося.  Теперь, зная Учение Христа, мы можем предположить, что поступок этой девушки на небесах оценен даже выше, чем все подвиги ее отца. Она поступила как совершенная  христианка, отдавшая жизнь за ближнего. «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…».

      По тогдашнему Закону она имела полное право заявить отцу: «Не знаю, что ты там наговорил… При чем здесь я?..». Она могла пожаловаться первосвященнику, и тот обязан был бы отреагировать, даже несмотря на ее общественный статус, потому что Закон запрещал человеческие жертвоприношения. И по букве Закона она была бы права. А ее отца постиг бы гнев Божий за безрассудные слова,  обращенные к Богу. Но девушка поступила не по букве, а по Духу. Она спасла Отца. А это уже – Учение Христа. В ней был Дух Христа!

Фатализм Иеффая и его дочери.

     Как известно, Бог удержал руку Авраама, не позволил ему заколоть Исаака. Почему же Бог не поступил так же  с Иеффаем, почему девочку не заменил на животное?
     Аврааму было испытание. Авраам по указанию Бога  собрался принести сына в жертву.   Но, поскольку,  на самом деле Бог людей в жертву не требует, Он вмешался и остановил руку Авраама.
      Иеффаю Бог ничего не говорил. Иеффай сам дал обязательство Богу.  Обязательство, данное Богу, давшим его не могло быть отменено ни при каких условиях, даже самое абсурдное.

     Однако милосердный Бог от начала предвидел, что люди будут грешить языком. Поэтому, посылая  закон через Моисея, Бог внес в него специальный раздел, согласно с которым глупое, или нереальное обещание могло быть отменено…   кем-то  вышестоящим. Так, например, если жена давала какое-то безрассудное обязательство Богу, то его мог аннулировать муж. И на жене греха не было.  В других случаях нереальные обязательства имел власть  отменять священник, назначив соответственную жертву повинности.

     В Законе говорилось: «Если (человек) необдуманно поклялся что-то сделать, будь то злое или доброе (дал какую-нибудь необдуманную клятву, какую могут дать люди), и сперва не понимал, что это значит, но потом понял…». Виновному в таком согрешении Закон предписывал принести в жертву овцу, или козу.  Если же он был не в состоянии принести овцу или козу, то должен был  принести двух горлиц или двух голубей. А если и этого  не мог, тогда «пусть принесет за свой проступок одну десятую часть эфы пшеничной муки». Священник совершал обряд искупления за совершенный грех, и человек получал  прощение. (Левит 5 гл. СРП).

    По тяжести грех необдуманной клятвы Иеффая в Законе приравнивался к мелким согрешениям, таким, как например, случайное прикосновение к мертвому нечистому животному.  В реальной жизни такой грех снимался даже за пару горстей жертвенной муки! 

    Иеффай не знал Закона!   Искренний, наивный, несведущий  он полагал, что дав слово, он поставил себя в безвыходное положение.  По жизни он и его дочка историю Израиля слышали, но  Закон, его подробности, тонкости  от них были сокрыты!  Как отвергнутого, как сына блудницы Иеффая  закону  не учили, в храм (в скинию, храма тогда еще не было) не пускали, на собрания народа не приглашали.  Он не думал, не понимал, что у него есть выход.
     И ему никто не подсказал...  Какое трагическое стечение обстоятельств!

     В Библии указан еще один отец, который  готов был убить своего сына за безрассудное слово, сказанное им самим. Это – царь Саул. Во время одного из сражений он заклял свою армию,  сказав, что,  если кто из воинов до вечера вкусит какую-либо пищу – тот будет предан смерти.
      Его сын Ионафан, который фактически выиграл сражение,  не слышал слов отца, и поел дикого меда, найденного в лесу. Когда дело вскрылось, царь был полон решимости немедленно  казнить своего сына.   «Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил  столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю; ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана и он не умер». (1 Царств. 14 гл).

     За царевича Ионафана вступился народ.  А за дочь Иеффая   вступиться было некому.   Целых два месяца девушка  с подругами оплакивала свою несостоявшуюся жизнь.  Но никто ни из народа, ни даже из священников и левитов, как говорится, и ухом не повел…  Наоборот, наверное, прищурясь выглядывали из-за углов: «Как он, выполнит свое слово, или нет?..»  По-видимому, предубеждение к «сыну блудницы» в народе так и не исчезло.  Современники Иеффая не отличались богобоязненностью.  О том времени Библия говорит:  «В те дни… каждый делал то, что ему казалось справедливым». (Судей 21:25).

Верность Иеффая.

     Историю с Иеффаем объясняет Апостол Павел. Он под вдохновением причисляет Иеффая к великим героям веры, ставя его в один ряд с такими колоссами духа, как «Гедеон, Варак, Самсон, Давид, Самуил и других пророков, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня…». (Евр. 11 гл).
    Иеффай,  неграмотный презренный и отверженный сын своего народа, показал, что у него веры Богу, честности и порядочности было больше, чем у высокообразованных, благородных старейшин, пророков и первосвященников его времени!
     Иеффай дал слово. Потом увидел, как он промахнулся. Однако же он выполнил свое слово. И за это причислен к великим праведникам человечества. Не за то, что принес в жертву дочь, а за то, что выполнил сказанное Богу слово.

Последователи Иеффая…

     По факту получается, что дочь Иеффая отдала жизнь за веру.  Да и сам Иеффай  пожертвовал жизнью, чтобы сохранить  верность Богу. Он ведь всего шесть лет прожил после того жертвоприношения.  Как можно было долго жить с таким грузом?..
    
    Однако  если хорошо  подумать, то Иеффай  не одинок в своем подвиге. За всю историю его кошмарный поступок повторило множество верующих родителей.

    Разве не так же поступали христиане, которые не отрекались от слова, данного Христу, и этим навлекли смерть на себя и на своих близких? 

     Известно, как умирали первые христиане. Им власти говорили:  Посыпьте немного благовония на ритуальный огонь в честь императора, и вы будете свободны. Идите, живите дальше. А не сделаете этого – бросим ваших детей на растерзание львам, а потом распнем и вас…
     Итак, не отрекаясь от Христа, и обрекая детей на лютую смерть, разве не сами  они убивали своих детей?..

    Своего ребенка в жертву Богу принес не только Иеффай. Таких верующих - много.
    И сегодня, - как бы это ни звучало страшно, -   в ситуации Иеффая может оказаться каждый из учеников Христа, причем, в любой момент.

     Иеффай дал слово Богу. Но разве мы, когда крестились, не давали слово Богу? Что есть крещение, как не наше обещание Богу? Апостол Петр пишет, что крещение, это  -  наше «обещание Богу…». (1Петр. 3:21).

     Для верующего человека есть вещи ценнее, чем эта жизнь. Данная мысль высказана Самим Христом, высказана прямо, без всяких непонятностей: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». (Матф. 10:39).

      Вопрос верности Богу, это и вопрос о том, когда к человеку придет смерть. Кто может сказать, что к нему завтра смерть не явится? Или уже сегодня?  
      И тогда, возможно,  придется решать:  остаться верным Богу, но умереть, или же – отречься…
     Например, завтра власти скажут тебе: «Если не разрешишь своим детям посещать уроки «сексуального просвещения» - отберем детей, а тебя посадим в тюрьму»…
     А может случиться и так:  Ворвутся  пьяные, обкуренные  бритоголовые молодчики с бейсбольными битами, с удавками и зажигательными бутылками в руках, и закричат: «Скажи «Славаукраинегероямслава!». Не скажешь  -  побьем, убьем, искалечим  тебя, твоих детей, сожжём твой дом»… 
     Или - придут вооруженные бородатые мужики, и тихо предложат: «Принимай ислам. Не примешь, значит – смерть и тебе, и твоим деткам…». 
      Как ты поступишь?  Что сделаешь?  Примешь ислам, или сохранишь верность Христу? Но, сохранив Христу верность, разве не «своими руками» ты лишишь жизни себя и своих детей? Разве поступишь не по-Иеффаевски?

     Вариантов, когда придется решать, сохранить ли верность Богу, но понести колоссальные потери, таких вариантов множество, при которых   верующий остается один на один со своей опасностью.  Может статься, что все братья, соверующие, - как было у Иеффая – спрячутся, промолчат. Никто не придет на помощь. Никто не предложит  укрыть, спасти твоих детей…

«Кто приходит ко Мне, но любит Меня не больше, чем любит отца, мать, жену, детей, братьев сестер, не больше, чем саму свою жизнь,- тот не может быть Моим учеником».

    Каждый из нас дал Богу слово,  когда крестился. В отличие от Иеффая, наше обещание Богу не было эмоциональным порывом. И не было безрассудным, ошибочным шагом. Крещение является нашим осознанным обещанием Богу. Обещание должно быть выполнено. Выполнено невзирая ни на что. Слово, сказанное Богу, не отменяется! Мы должны сохранить верность Христу при любых обстоятельствах, при любой опасности. 

    Верность Христу это вопрос жизни и смерти. Нет более серьезной вещи, чем верность Христу. Верующий должен сохранить верность Богу до самого конца, до самой смерти, невзирая ни на какие потери. Тогда он будет одобрен Богом.
     «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». 
     «Боязливых же  и неверных,  и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая». (Откровение 2:10. 21:8).

   

2 комментария:

  1. Статья вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые вообще набросились на меня с обвинениями в том, что я Бога выставляю в ложном свете. Предлагаю один из ответов, который я направил одному из таких обвинителей:

    Уважаемый Сергей! Полагаю, что я могу понять Ваши эмоции. В статье об Иеффае вскрыты очень серьезные вопросы. Для многих верующих они вообще – неожиданные. Не думали они, что верить во Христа, это – так серьезно, что за веру, может быть, придется отдать либо свою жизнь, либо потерять кого-то из близких. Но ведь Господь сказал: «Кто любит… сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Хорошо эти слова читать, находясь в теплой семейной обстановке. А если придется реально встретиться со смертельной опасностью для своих детей, которую Вы легко могли бы отвести, но, для этого, «всего на всего» нужно было бы отречься от Христа? Как Вы поступите? Лучше об этом подумайте, чем напрасно нападать на меня и грубить. Вопрос то, совсем не праздный. Это – Библейский вопрос. А случай с Иеффаем помогает лучше понять его.
    …Не под вдохновением Иеффай давал свое обещание. Тексты 29 и 30 естественным образом стоят рядом. Но это совсем не значит, что смысл 29-го распространяется и на 30-й. В этом - Ваша ошибка. Если бы Иеффай Духом Божьим давал свое обещание, то, увидев дочь, не раздирал бы он от горя одежд… Дух на обещания не вдохновляет. Это – инициатива самого обещающего. Если Дух вдохновляет на обещания, тогда получается, что Бог дает обещание Сам Себе…
    …Насчет человеческих жертв. Принимает ли Бог человеческие жертвы? Смотря какие. Вы же знаете, что по этому вопросу сказано в Библии. Там говорится, что Бог принял Жертву Своего Сына, более того – Сам послал Его на жертву. После Христа свои жизни за веру отдали многие ученики Христа. Но это и есть жертвы. Вероятно, Вы просто не рассуждали в таком ключе. Сознайтесь для самого себя. Апостол Павел говорит: «Ибо я уже становлюсь жертвой…». (2 Тимоф. 4:6). Павел писал о своей предстоящей казни за Иисуса. И сколько было таких жертв? Прочитайте Откровение 6:9-11. Почему души убиенных за слово Божие и за свидетельство находятся под жертвенником? О чем это говорит, как не о том, что они есть жертвы?
    Сергей, пожалуйста, возьмите себя в руки. Вы не поняли статью. Видимо для Вас она оказалась слишком новой, неожиданной. Ничего страшного, так бывает. Пусть Господь пошлет Вам смирение уразуметь и увидеть то, что ранее видно не было… Готовы ли Вы ради Христа лишиться всего самого для вас дорогого, дома, жены, детей, и самой жизни? Вот, в чем смысл статьи. Мир Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. Еще только несколько слов об Иеффае. В Библии говорится: «…она возвратилась к отцу, и он совершил над нею обет свой, который дал…». А мы знаем, какой он дал обет: «на всесожжение». Другого обета он не давал.
      Случай с некоторыми толкователями этого эпизода с Иеффаем служит наглядным примером того, как человеческие эмоции берут верх. Люди, водимые чувствами, напрочь отказываются видеть то, что прямо сказано в Библии.
      В аргументах тех, которые утверждают, что дочь Иеффая не была принесена в жертву, но пошла на служение в храм в качестве некоей монашки, присутствуют как минимум два большие логические пробела. Первый: В храме служили только мужчины-левиты, возрастом от 25 до 50 лет. О том, что в скинии могла служить женщина, в Законе мы не находим ни единого, даже самого приблизительного намека. (Не говоря уже о том, что в дни Судей храма еще не было, а была скиния, что еще более ужесточало требования). Никаких монастырей, даже комнат для жительства служащих при скинии не было предусмотрено. Левиты жили семьями, и питались от десятины. Посторонний человек никаким образом не мог бы к ним примкнуть.
      Второй пробел: Именно дочь Иеффая в принципе не могла быть взятой на служение в скинию, даже, если бы какие-то женщины там и служили. Она была внучкой блудницы. А Закон говорил, что потомки блудницы и в десятом поколении не могли войти в общество Господне. Вообще, служение в храме или при скинии, это была высшая честь. Если бы дочь Иеффая удостоилась ее, то подруги не плакали бы по ней, а праздновали бы.
      Некоторые толкователи даже пытаются высказывать мысль, что Иеффай отдал свою дочь, чтобы она сделалась храмовой проституткой, как это было у других народов. У хананеев было принято для таких целей отдавать дочерей в свои храмы. У них это считалось как принесение дочери в жертву богу. Библия нам сообщает, что во времена нечестивых Иудейских царей при храме в Иерусалиме действительно имелись специально пристроенные «блудилищные дома». (4Царств. 23:7). Однако сообщение Библии, что дочь Иеффая «не познала мужа», ясно говорит, что ее постигла другая участь. Можно предположить, что слова «не познала мужа» для того и вписаны в Библию, чтобы исключить подобные лжетолкования.
      И еще есть один пункт, на котором претыкаются люди. Они говорят, что Иеффай, чтобы принести свою жертву, должен был построить собственный жертвенник. А он, дескать, не имел на это права. Эти люди упускают из внимания, что в Израиле жертвы Богу приносились не только священниками, в скинии, в храме. Библия многократно говорит, что народ и сам приносил жертвы «на высотах». (1Царств 9:12. 3Царств 3:2…….) Народный, и, как мы понимаем, неугодный Богу обычай приносить самостоятельно жертвы на высотах в народе Израиля продолжал жить даже после постройки храма. «…Только высоты не были отменены; народ еще совершал жертвы и курения на высотах»… (3 Царств 22:43). Поэтому, как представляется, для Иеффая «в техническом плане» жертвоприношение было вполне осуществимым.


      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.