«Скажи всему народу
земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом
месяце, притом уже семьдесят лет,- для Меня ли вы постились? Для Меня ли? И когда вы
едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?». (Захария
7:5-6)
Уже давно мне задавали вопросы относительно поста. Спрашивали, пощусь ли я?
А недавно пришло
письмо, в котором добрый
человек настоятельно попросил разъяснений о том, как и для чего
нужно поститься. Еще он сообщил, что постился, в строгом соответствии с церковными канонами, а потом
заболел желудком…
Итак, меня спрашивают. Пожалуйста, расскажу, как я понимаю тему поста. Пост, лично мне хорошо известен. Пощусь ли я? Конечно!
У меня в жизни случалось не однократно,
когда пища не лезла в горло…
Пост
– явление человеческое, с
пониманием воспринятое Богом.
В Священном Писании пост, или буквальное
воздержание от еды, упоминается много раз.
Однако
нигде в Библии нет и намека на то, что Всевышний посылал народу какие-либо указания или повеления насчет необходимости
соблюдения поста. Про вино – сказано,
что некоторые люди, например, назореи,
на время своего назорейства, не должны пить вино. А вот, чтобы воздерживаться от пищи, - такого
Бог не говорил.
Пост, как полное, или частичное
воздержание от пищи, приложенное к молитвам Богу, людьми
начал практиковаться, как видно, по желанию-инициативе самих молящихся.
Будучи
человеческим порождением, посты включили
в себя такие элементы, которых Бог никак не предписывал.
Богу не нужно, и неприятно видеть, когда человек добровольно сам себя мучает голодом. Изможденный, осунувшийся от недоедания и недопивания, одетый в дерюгу и лежащий в пепле и в пыли…
Ничего такого Бог не требовал от людей.
Древний народ Израиля, которому Бог даровал Свои великолепные законы, сверх
того, что было сказано в Законах, как бы
в дополнение к Законам Бога, сам еще усвоил
и практику постов. Дело там приняло такой оборот, что Всевышнему пришлось
внести пояснения относительно того, каков же, все-таки, должен быть пост, если
уж, «без него никак». Через пророка
Исайю Господь говорил:
«Таков
ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда
гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли
назовешь постом, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы
неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных освободи на свободу, и расторгни
всякое ярмо; раздели с голодным хлеб
твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от
единокровного твоего не укрывайся…». (Исайя 58 гл).
То есть, пророк досконально поясняет, что
Господь положительно рассматривает пост лишь
тогда, когда он сопровождается делами праведности. Но, если точнее, то в данном пророчестве сказано,
что постом Бог называет воздержание от неправильных дел, а не от пищи. Однако
люди голодают и буквально.
Пост языческой и безграмотной
Ниневии.
В Библии рассказывается, что пост, как метод покаянного
моления к Богу, был известен, отнюдь не только Божьему народу, имевшему Законы
от Бога. Так, например, мы читаем о грешном
городе Ниневии, в котором пророк Иона
проповедовал Божью кару.
Там покаявшиеся граждане обратились к Богу через, или, с помощью поста:
«…И
поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретище, от большого из
них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии,- и он встал с престола своего и
снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле, и
повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы
ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды
не пили, и чтобы покрыты были вретищем и
люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый отвратился от злого пути
своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и
отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их,
что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором
сказал, что наведет на них, и не навел». (Книга пророка Ионы, 3 гл).
Что
Библия подчеркивает по
поводу образовательного уровня жителей той древней Ниневии? Каковы были у них
знания законов, морали, нравственности? Нулевые!
Сказано прямо: «…более ста
двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой». (Иона
4:11).
И
вот, они, эти совершенно темные, не
грамотные люди, не имевшие никакого представления о Законах
Бога, когда услышали о надвигающейся беде, объявили всеобщий пост!
Значит, что есть пост? ПОСТ ЭТО ЭМОЦИИ!
Пост жителей Ниневии вытекал не от наук
и знаний, не из головы-ума. Их пост
исходил из глубины растревоженного и напуганного сердца. Такой пост Бог увидел, и отреагировал на него положительно.
Пост Есфири.
В
книге «Есфирь» мы находим следующий удивительный факт поста. Читаем: «И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев,
находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни
днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься, и потом пойду к
царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну…». (Есфирь 4 гл).
Целому
народу, Иудеям, грозит смертельная
опасность, геноцид. Народ приговорен к поголовному истреблению. У него
нет никаких шансов на спасение. Одно, что ему остается – обращаться за помощью
к Богу. И вот, народ обращается к Богу. Но – как?! Молитвами? Нет! Молитва
здесь даже не упоминается. Народ вопиет к Богу через посты!
Мы, конечно, можем думать, что люди там отчаянно молились Богу,
что все три дня, постясь, они только и
молились Богу. Вполне вероятно, что все так и было. Но! В данном конкретном тексте Священного Писания про молитву ничего не сказано. Здесь показан только пост!
Вывод? В критических ситуациях пост
является мощным дополнением, если не
заменой молитвы. И звучит у Престола Божьего такая молитва с постом,
по-видимому, громче обычных слов. Бог видит наши разрывающиеся от скорби сердца…
Государственный пост как религиозная
диета.
В государственных религиях все вопросы поста
тщательно регламентированы.
Верующим людям с бюрократической жестокостью
приказано, когда
им следует поститься, а когда нет. И
даже составлен перечень продуктов, которые можно есть, а которые нельзя. Абсурд! Как можно кому-то повелеть сегодня
веселиться, и завтра грустить? А если у
человека наоборот, ныне сердце плачет от горя, а на утро к нему пришла радость?
Как
и во многих других вопросах, относительно поста в государственных религиях все
поставлено с ног на голову.
Пост
по графику, по расписанию никак не может быть постом угодным Богу, поскольку
противоречит элементарному здравому смыслу и человеческой природе. В лучшем
случае такой, с позволения сказать, «пост»,
или календарное воздержание от определенных видов пищи, является своеобразной религиозной
диетой, разгрузочными днями. Вполне может статься, что для кого-то и сей пост будет полезен по некоторым
параметрам.
Пост из Нагорной Проповеди.
Хотя Бог не давал никаких законов для поста, однако, эта инициатива людей с пониманием принята Богом. Милосердный
Господь видит наши эмоции.
Поэтому и пояснил в Нагорной Проповеди: «Также,
когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… А ты, когда постишься, помажь
голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но
пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец
твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф. 6:16-18).
Итак,
Ветхозаветная пыль на голове, рубище, грязная веревка вместо пояса в дни
поста - отменены.
По смыслу Нагорной Проповеди,
пост есть состояние сердца. Печаль у тебя? Плачет сердце? Плачь, не стесняйся.
Но не перед людьми, а перед Богом. Не
лезет кусок в горло? Скажи об этом Богу,
а не раскисай принародно. «…И
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Пост-покаяние-молитва.
Покаяние перед Богом, признание своей
вины в согрешениях, молитвы о прощении
Богом, а также и молитвы за близких, друзей, находящихся в сложных положениях, -
естественным образом не могут не сопровождаться какими-то потерями аппетита, даже отвращением к пище, питью, веселью. Грустное,
не радостное время, в которое невозможно
радоваться. И кушать само собою не хочется. Наверное, всем это понятно. Пост, это когда нервы так натянуты, растревожены, что пища забывается. Она и на ум не идет.
Напротив,
мятеж против Бога, непризнание своей вины перед Ним, нежелание раскаяться - проявляется в буйном веселье, пированьях. У пророка Исайи написано: «И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в
этот день плакать и сетовать, и остричь волоса, и препоясаться вретищем. Но
вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино:
«будем есть и пить, ибо завтра умрем!». (Исайя 22:12,13).
Когда и как нужно поститься?
Сколько может продолжаться пост – лично решает каждый. Точнее, сам организм, и сама ситуация подскажет человеку. О Христе, например, написано, что «постился сорок дней и сорок
ночей». И лишь «напоследок взалкал». Значит, что – тридцать девять суток Иисусу
кушать не хотелось? Именно так! (Матф. 4
гл).
Вероятно, в данном сообщении мы можем
получить косвенный ответ на вопрос о длительности поста. Принцип таков: Как захотелось кушать, так,
значит – пост ваш закончился. Никакому человеку не по силам пост Иисуса Христа. Даже в самой критической
ситуации, как это было у царицы Есфири, пост продолжался трое суток.
Кстати,
в Библии всего два раза указана
длительность поста. Пост Иисуса и пост
Есфири. Про Апостолов, например,
написано, что постились по разным
поводам. Но нигде ничего не находим насчет продолжительности их постов. Устанавливать жесткие сроки постов есть совершенно контр
библейское, а также противоестественное деяние.
Пост каждого человека - индивидуален,
ибо индивидуален и неповторим сам человек, его эмоции. Пост по календарю –
абсурд. Поститься «всем обществом» невозможно, ну, разве только в исключительных
случаях, как было в Ниневии, или при царице Есфири.
В Библии нет никаких формальных правил относительно поста. Бог вообще не предусматривал для человека пост. По
замыслу Бога человек сотворен для радостной жизни, без горя и печалей. И даже
смертному человеку в Библии говорится: «…И
похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека, как есть, пить и
веселиться…». (Еккл. 8:15).
И Новозаветные Писания говорят: «Всегда радуйтесь…». (1 Фессалон. 5:16)
«Часто в посте»…
Однако реальная жизнь гораздо сложнее. И
даже великий Апостол, который написал «Всегда
радуйтесь…», - сам далеко не всегда радовался. И у него как-то не получалось, чтобы не поститься. «…Много
раз был… в трудах и в изнурении, часто в
бдении, в голоде и жажде, часто в посте…». (2 Коринф. 11:23-32).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.