КАК ДЬЯВОЛ ОСЛЕПЛЯЕТ УМ ЧЕЛОВЕКА…
ЧТО ТАКОЕ УМ ХРИСТОВ, И ЧТО - ПЛОТСКИЙ УМ.
В одном из
посланий Апостол Павел пишет, что имеются люди, которым «бог века сего» сатана
ослепил ум, так, что им не виден свет благовествования о славе Христа, и
потому, такие люди познать истину не могут. Истина для них закрыта дьяволом. (2Коринф.
4:3,4).
В связи с этим
возникают очень важные вопросы: Каким образом дьявол ослепляет ум человека? Какие у него
имеются для этого инструменты, или способы? Как нам сохранить ум, чтобы дьявол
не причинил вреда?
Также следует и
другой вопрос: Если человеку разум ослепил дьявол, который, конечно, сильнее
человека, то, человек, получается не виновен в том, что не верует в Иисуса
Христа?
Однако, из
Писания нам точно известно, что, неверующие - виновны. Неверие людей в Иисуса
Христа будет поставлено им в грех и вину. Подчеркнем – неверие, а не незнание.
Не верить может лишь тот, кто знает. Не знающий не может быть неверующим, ибо,
как он мог бы верить, если он совсем ничего не знает, не слышал о Том, в Кого
нужно верить?
Ослепленные дьяволом люди - это люди, которые знают об Иисусе, но не верят в Него. А не верят они в Иисуса потому, что их ум ослеплен дьяволом. Как он это сделал?
УРОКИ ДРЕВНОСТИ…
Чтобы спастись в
Потопе, нужно было войти в ковчег.
Чтобы не сгореть
в Содоме, требовалось из города выйти.
Чтобы не
погибнуть от разъяренных римских солдат в осужденном Богом Иерусалиме, ученики
Христа в первом веке обязаны были убежать в горы.
Каждый раз,
когда Божья кара постигала грешников, для праведных людей от Бога предусматривалась
какая-то специальная мера, обеспечивающая им спасение. Во всех случаях желающий
спастись - получал от Бога такую возможность. А что в наше время?
По всем признакам
нынешние поколения живут в пограничное время. Приближается Второе пришествие
Господа Иисуса. Праведникам оно принесет спасение. Но, как и в прежние времена,
чтобы спастись, верующие во Христа обязаны что-то сделать. Что именно? В этот
раз ковчег никто не строит. И бежать в горы бесполезно, Второе пришествие
состоится на всей земле, от него никуда и никто не спрячется. Так, что же нужно
сделать, чтобы спастись?
Это – сложный
вопрос, и, одновременно, вопрос очень простой. Господь Иисус ответил на него.
Прежде всего, чтобы
спастись во Втором пришествии человек должен быть к нему готовым, он должен его
ждать, ожидать. Призывы «бодрствуйте», «будьте подобны ожидающим прихода
господина…», и другие с таким же смыслом - выделенной чертой проходят через все проповеди
Христа.
Итак, Пришествие
Господа нужно ждать, чтобы не быть застигнутым врасплох. Посмотрим на
практическую сторону этого вывода.
Кто способен,
или кто будет ожидать Пришествие Господа? Пришествие Господа не может и не
будет ожидать глупец, невежда, легкомысленный человек. Пришествие Господа будет
ожидать человек умный, благоразумный, который понимает сущность происходящих в
мире событий, и который видит, что события такие означают приближение
Пришествия Господа.
Если до Потопа
главной задачей желающих спастись был вход в ковчег, если в Содоме от
спасающихся требовалось убежать из города на определенное расстояние, то, при
Втором пришествии задача – принципиально иная. Сейчас желающий спастись обязан
сохранить здравый ум, рассудительность. Ни много ни мало!
Во Втором
пришествии спасутся верующие. Веру невозможно купить, занять, отнять, взять
напрокат и т.д. Веру нужно иметь свою, личную.
Как можно
сохранить веру? Веру можно сохранить лишь одним способом – здравомыслием и
рассудительностью. Глупец, вспыльчивый, неуравновешенный, не управляющий
чувствами человек никогда не будет верующим. Для того, чтобы соблюдать Божьи
заповеди у него не хватит ума.
В ситуации Ноя,
или же Лота, в принципе, говоря чисто теоретически, кто-то мог бы спастись и
случайно. Убежал и спасся, даже не веруя в Бога.
Во Втором
пришествии Господа никто случайный не спасется. Здравый ум, рассудительность
должны быть составной частью человека, ибо только рассудительность и ум помогут
избежать согрешений.
Мы не знаем,
пытался ли сатана как-то мешать праведному Ною, чтобы тот не смог построить
ковчег и чтобы не спасся. Насчет Лота в Содоме прямо сказано, что Ангелы вывели
его и поставили за городом, так, что дьявол «по-дружески» не смог предложить
ему бежать в другую сторону, прямо под огонь, чтобы погубить его.
Но мы точно
знаем, что нам сатана очень сильно мешает сохранять здравый ум. Он желает нас
погубить. Его атаки на здравомыслие и рассудительность, значит – на веру нашу -
не прекращаются ни днем, ни ночью.
Можно ли
представить, чтобы, в дни, когда Ной строил ковчег дьявол подтолкнул бы своих
людей заняться параллельной стройкой и соорудить альтернативный ковчег, подделку
из фанеры, картона и соломы, который имел бы внушительный внешний вид крепкого
сооружения, но развалился бы от первых капель дождя? Что стало бы с Ноем, если,
он, желая спастись, вошел бы в тот горе-ковчег, если бы он прислушался к
советам «доброжелателя»: «Чего ты надрываешься, строишь свой ковчег? Заходи
сюда! Здесь уже всё готово!..».
Вероятно, в то
время дьявол еще не додумался до такого фокуса. Но зато теперь, для того, чтобы
отворачивать людей от Истины Христовой, дьявол активно использует всякого рода религиозные
подделки, очень успешно обманывая многих людей. Образно говоря, производство фальшивых
духовных ковчегов у него теперь поставлено на поток. И в каждом таком «ковчеге»
сидит свой «Ной», который утверждает, что помазан Святым духом, и кричит,
зазывая прохожих: «Заходи! Спасение у нас! Духовный ковчег у нас…».
Горе тому, кто
попадает в их сети! Господь Иисус неоднократно предупреждал учеников:
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…».
ТРЕЗВОСТЬ УМА.
Опасность клюнуть
на приманку лжецов и быть обманутым угрожает всем без исключения. Апостол Петр
пишет верующим во Христа: «Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник наш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища
кого поглотить». (1Петра 5:8).
Рассматривая
слова Петра по букве, можно бы сказать, что, среди учеников Христа в то время
было много пьяниц. Но это не так. Слово «трезвитесь» имеет более глубокий
смысл. Оно как раз означает контроль над эмоциями, проявляющийся в
здравомыслии. Апостол подчеркивает опасность, которая нависает над каждым
учеником Христа.
Любой буквально зрячий человек может
ослепнуть по какой-то причине. Гарантий от несчастья никто не имеет. В духовном
смысле ситуация аналогичная. Никакой умный не застрахован от безрассудного поступка.
Для умного всегда существует вероятность совершить глупость. Поэтому Апостол
наставляет быть начеку, применяя очень сильное слово «трезвитесь». Это значит –
не допускайте, чтобы помутился ваш разум, чего только и ждет сатана, чтобы,
воспользовавшись вашей появившейся заминкой в рассудительности - спровоцировать
вас на грех.
Достаточно лишь на миг «расслабиться» умом, и
можно получить страшную проблему. Например, великий праведник древности, царь
Давид, однажды, с балкона своего дома увидел купающуюся красавицу. Молодая
кровь забурлила (ему еще и тридцати лет не было), разум померк, и он вляпался в
такую жуткую историю, последствия которой потом расхлебывал всю жизнь. Кто-то
спрашивает: «Почему красавица совершала водные процедуры, не обращая внимания
на то, что ее хорошо было видно со стороны?». Но летописец этого вопроса не
касается. Он сообщает, что пророк Божий с обвинениями пришел к Давиду. Ты
обязан работать головой! (2Царств 11,12 гл).
Кстати, верующим
людям важно понять еще одну принципиальную вещь. О ней уже говорилось
неоднократно. В момент греховного увлечения и всех дальнейших его проделок на
Давиде был Божий дух. В покаянном 50-м Псалме Давид молит Господа: «…и Духа твоего Святого не отними от меня…».
Божий дух не удержал Давида от согрешения. Божий дух не хватает за рукав, если
кто тянется ко греху. От согрешения человека сохраняет здравый ум.
ЗАКОН МОЕГО РАЗУМА, И ЗАКОН ГРЕХА, КОТОРЫЙ ДЕЙСТВУЕТ ВО МНЕ. ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР АПОСТОЛА…
Знание истины
подразумевает, что человек, познавший Истину - будет становиться добрым,
добродетельным, праведным, святым.
Факты свидетельствуют,
что, в реальной жизни – всё далеко не так. Люди хотят, они всей душой желают быть
праведными, но у них это не получается. Вместо делания добрых дел они совершают
плохие.
В чем причина?
Почему, стремясь к добру, люди творят зло? И как же нам обрести праведность?
Отвечает Апостол
Павел. Рассматривая именно трагический разрыв между желанием делать добро и
вынужденной практикой совершения зла, вдохновенный Апостол пишет:
«…Ведь мы знаем, что Закон исходит от Духа.
А я человек из плоти, проданный в рабство греху. Я сам понять не могу своих
поступков. Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю.
…Но на самом деле это действую не я, а
живущий во мне грех. Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе) нет.
Желание делать добро есть, но это у меня не получается. И я не делаю добра,
хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю. А если я делаю то, чего не
хочу, это значит, что действую не я, а живущий во мне грех.
Итак, я открыл в себе закон: каждый раз,
когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло. Внутренний человек во мне
радуется закону Бога. Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против
закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который действует
во мне.
Несчастный я человек! Кто освободит меня от
этого смертоносного тела!
Благодарю Бога моего – Он сделал это через
Иисуса Христа, Господа нашего.
Итак, сам по себе я только разумом служу закону Бога, а своей плотской
природой – закону греха». (Римл. 7 гл. Современный перевод).
АПОСТОЛ ПАВЕЛ – СЛУГА ДВУХ ГОСПОД?
В данном послании
Апостол Павел выступает, фактически с публичной исповедью. Так открыть свою
внутренность! Так во всеуслышание признаться в чем-то весьма неприглядном!
Открыто заявить, что служит не одному, а двум законам, причем, законам –
противоположным по смыслу, антагонистам. Подобный поступок свидетельствует о
колоссальной честности, об искренности автора. К честному человеку можно
прислушаться!
Итак, что сказал
Апостол Павел?
Он разъяснил
сущность природы человека.
Оказывается,
человек, природный потомок Адама - состоит как бы не из одной части, а, похоже,
что - из двух. В некотором смысле происходит, если угодно, своеобразное
раздвоение внутреннего мира человека, грубо говоря. Одна часть человека хочет, очень
желает совершать хорошие, добрые дела, положенные по Закону Бога. Но другая
часть этого же человека стремится к плохим, злым делам, вопреки Закону Бога.
Предполагаемую первую
часть, добрую часть внутреннего состояния личности, которая стремится совершать
хорошие дела, Павел называет «закон разума». «…сам по себе я… разумом служу закону Бога…».
Вторую часть, которая противится разуму, которая толкает на плохие дела, Павел называет «закон тела». «Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума».
Итак, Апостол
объясняет, что, в разуме человека, знающего Истину, обязательно присутствует понимание
делания добра. Но, возникает проблема. У человека не получается добро делать.
Он хочет, а не может. На стезе делания добра перед разумом человека возникает
серьезное препятствие. Что за препятствие?
По смыслу апостол Павел утверждает, что,
главным препятствием для человека, идущего по пути Божьей Истины является его
тело. «Но в своем теле я вижу иной закон,
восстающий против закона моего разума».
Что такое
«тело»? В чем проявляется его «иной закон», восстающий на «закон разума»?
В контексте данной
темы «тело» есть чувства, эмоции человека. Власть и сила «тела» проявляется в
чувствах, эмоциях. В жизни во многих случаях чувства у человека противоречат его
разуму, создавая для него большие помехи.
Наверное, всем известно, что, если в человеке
бурлят эмоции, если он кипит - он здраво рассуждать не будет, и не сможет. Это
наблюдается даже на бытовом уровне. Тем более важно спокойное рассуждение,
когда речь идет о фундаментальных вопросах мировоззрения и веры человека.
Вспыхнувший, «кипящий» не сможет понять Учение Христа. Не обузданные, без
тормозов чувства являются той завесой, которая ослепляет разум человека,
закрывая от него дух, или смысл Учения Иисуса Христа.
Всякому,
желающему познать Истину апостол Павел настоятельно рекомендует обуздать
эмоции, чувства, и обратиться к холодному разуму, к рассудительности.
Апостол
восклицает: «Несчастный я человек! Кто
освободит меня от этого смертоносного тела!»
И тут же сам отвечает: «Благодарю Бога моего – Он сделал это через
Иисуса Христа, Господа нашего».
Иисус Христос
освобождает человека от власти эмоций, то есть, как пишет апостол - «от этого
смертоносного тела». Бог через Учение Христа учит нас мудрости, здравомыслию,
рассудительности. Бог, через Учение Христа учит людей жить не чувствами, а
разумом. Господь учит контролировать свои телесные чувства.
РАЗУМ РАЗУМНОГО И БЕЗРАССУДСТВО ЧУВСТВЕННОГО.
Чем отличается
умный от глупого? Наверное, само собой разумеется, что, умный – тот, кто
руководствуется умом. У человека умного именно ум контролирует его жизнь,
руководит его чувствами.
Например, умный человек захотел что-то сделать, или - родилось у него какое-то желание. Другими словами – сработали его чувства. Но это, повторим, человек умный, а потому, на возникший эмоциональный позыв у него сразу откликается разум. Каким образом?
Разум подвергает анализу родившееся желание. Разум выясняет, будет ли
правильным, или не нарушающим закон Бога то, чтО захотелось. (Конечно, разум
так работает при условии, что ему вообще известен Божий закон. О незнающих
законов Бога разговор должен быть отдельный).
И вот, скажем, разум обнаруживает, что, появившееся
желание противоречит Божьим заповедям. Как, в таком случае, поступает разум? Он
сразу начинает работать, чтобы найти способы обуздать, угасить, взять под
контроль родившееся неправедное чувство, стремление, влечение.
Человек рассудил умом
и понял, увидел, осознал, что, с позиции Божьих заповедей - нельзя, неправильно
так делать, кАк ему захотелось. Его ум подсказал об этом. И человек обуздывает,
угашает неправильное желание.
Умный
руководствуется умом, использует ум, чтобы держать под контролем противоречащее
Божьей заповеди хотение.
На таких людях
издревле держится мир. Жить и руководствоваться здравым умом в
духовно-эмоциональном смысле означает идти по узкому пути, о котором говорил
Иисус, что немногие идут им.
Гораздо больше
народа шествует по широкому, пространному пути, на котором нет нужды
обременять себя здравомыслием, умом, рассудком. Там живут сердцем, чувствами,
желаниями. Там живут плотским умом. Глупого не тревожит, что широкий путь уведет
его в пропасть. Для него важно, чтобы теперь, сегодня, сейчас его эмоции
торжествовали, насыщались. «Мир чувств
важнее мира знаний», - со всей серьезностью сказала по телевизору директор
государственного музея им. Пушкина, выразив и одобрив такой фразой главную
причину человеческих заблуждений. У глупца чувства превыше ума.
Глупец НЕ
управляет чувствами. Напротив, он идет на поводу чувств, обслуживает их.
Легкомысленный, эмоциональный гражданин, скажем, захотел что-то. Захотев, он
тут же свое хотение воплощает в дело! Его эмоция становится для него
Повелителем. Движимый непреодолимым чувством глупец прикладывает ум, думает,
решает, чтобы удовлетворить возникшее желание. Нельзя сказать, что у него нет
ума. У него есть ум. Но как он его использует? Его ум есть раб его тела.
Вначале ум глупца подскажет ему, как удовлетворить возникшее желание, а затем,
набедокурив, этот же ум прикладывает усилия, чтобы спрятать концы в воду,
скрыть, оправдать неправедное деяние или преступление. Так, имея ум, который
обслуживает чувства, человек превращается в безумца. Невозможно и посчитать,
сколько зла и горя принесли на землю такого рода люди. У них – плотский ум, то
есть, ум, подчиненный плоти, чувствам, желаниям.
В Священном
писании руководствоваться здравым смыслом по-другому называется «иметь ум
Христов». Ум, который управляет чувствами, есть – ум Христов, то есть – ум, как
у Христа, потому что у Христа чувства были подконтрольны разуму. И нас Он учит
этому же.
А тот ум,
который прислуживает чувствам, находится у них на службе, в Писании называется
«плотский ум». Он обслуживает плоть, ее желания. Все беды на земле происходят
из-за именно плотского ума людей, живущих не рассудком, а похотями.
Ученики Христа
научены Богом контролировать свои чувства, научены размышлять и развивать
здравый ум. В Учении Христа чувствам нет решающего места. Евангелие обращено к
разуму человека. «Покайтесь!», - призывал Христос. Что значит слово «покайтесь»? Оно значит "Одумайтесь", включите ум. По смыслу, призыв к здравомыслию является
основной частью Благой Вести о Божьем Царстве.
ЕСЛИ ЗАКРЫТО БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ…
Возвратимся к
вопросу: Как дьявол ослепляет ум человека, и закрывает от него Благую весть об
Иисусе Христе?
Ответ на данный
важный вопрос, оказывается, очень простой. Главным орудием, которое использует
сатана против нас, являются наши чувства. Наш духовный противник мастерски
разжигает наши эмоции. Они, воспалившись, перекрывают наш ум. В народе, ведь,
хорошо известно, что вспыхнувшие эмоции выключают рассудительность, потому по-простому и
говорится: «Кровь ударила в голову, и крыша поехала…».
«Погибающие,
неверующие», о которых пишет Апостол церкви в Коринфе, и которым сатана закрыл
ум, чтобы они не увидели Христа, есть люди, не руководствующиеся умом, а
живущие чувствами. Посмотрите, что творится в мире! Кругом одни чувства,
эмоции. Вся система вещей поставлена так, чтобы действовать на чувства и
разжигать эмоции. Таков есть мир безбожный. А Учение Христа призывает к разуму.
«ПОБЕЖДАЮЩИЙ ОБЛЕЧЕТСЯ В БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ…».
Христианский
узкий путь отличается тем, что на нем нет площадок для отдыха. На «узком пути»
всегда и везде узко. Там ты постоянно сталкиваешься с новыми вызовами, с
проблемами. Такого не бывает, чтобы, пройдя какой-то этап, ты получал
возможность передохнуть, или вообще – смог бы жить спокойно. Тебя все время
что-то атакует. На тебя без остановки кто-то покушается. Расслабиться
невозможно. Требуется постоянный самоконтроль. Здравый ум не должен отключаться
ни на мгновение. Узкий путь, это – постоянная жизнь по здравомыслию, жизнь
здравым умом.
Сохранить здравомыслие, значит – побеждать.
Это многократно подчеркивает Господь в первых главах книги Откровение. «Побеждающий наследует все…».
Побеждать всегда
не легко. Но других вариантов нет. Праведному Ною, чтобы построить ковчег для
спасения своей семьи требовалось приложить колоссальные усилия. Праведному
Лоту, чтобы не сгореть с грешниками в Содоме, потребовалось всё бросить, - а он
был очень богат, - и налегке убегать из города.
Если мы желаем
сохранить здравый ум, и, если хотим, чтобы дьявол не ослепил наш рассудок, и мы
смогли понять Истину Иисуса Христа, нам, образно говоря, также придется
приложить усилия, даже пойти на какие-то жертвы, усмиряя желания тела.
Учение Христа
постигается умом. Как можно не дать «сдачи» злодею? Как обратить вторую щеку,
если получил хлесткую пощечину? Как пожелать благословений тому, кто тебя
проклял? Как от сердца простить явно виновного? Это следует понять холодным
умом. Чувства в таких вопросах не помощники…
Здравый ум проявляется не словами, а жизнью,
практическими делами человека. На словах не сложно быть умным, а вот поступать
умно по жизни гораздо сложнее. Об этом хорошо сказал апостол Иаков. Обращаясь к
верующим, он писал: «Мудр ли и разумен
кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью…».
(Иаков 3:13-18).
Другой апостол, Иоанн, по смыслу дополняя
слова Павла о том, что Христос освобождает человека от власти смертоносного
тела, пишет, что, избавление от греховной власти чувств происходит с помощью
разума. Он говорит: «Мы знаем, что
всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и
лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит
во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум…».
(1Иоанна 5:18-20).
-.-.-.-.-.-.-.-
Продолжение в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.