24.
Фома не поверил,
что Иисус воскрес из мертвых. Когда ему сообщили, что Иисус воскрес, он
отмахнулся: «Да ладно!». Ему говорят: «Иисус приходил, мы видели Его,
разговаривали с Ним…». А Фома свое: «Не может быть!». Наконец, после
настойчивых заверений очевидцев ожившего Иисуса, Фома заявляет: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей,
и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не
поверю».
Фома – человек
эмоций. Разум у него идет позади чувств. Чтобы поверить, он должен увидеть
своими глазами, услышать своими ушами, а также он долен ощупать. Фома пока не
потрогает - не поверит. И он ставит условие.
Фома не
задумывается о том, что его условие противоречит элементарному смыслу. Когда
верховодят эмоции, тогда здравомыслие умолкает. Фома хочет вложить палец в раны
от кузнечных гвоздей на руках Иисуса, и также вложить руку в рану от копья. По
мнению Фомы, умерший от ран, воскреснув, должен ходить с этими же ранами.
Копье – страшное
колюще-режущее и рубящее оружие. Пронзить копьем бок человека, это значит
совершить катастрофическое разрушение всех внутренних органов, нанести рану
абсолютно несовместимую с жизнью. Фома, считает, что Иисус, который получил
удар копьем, воскреснув, должен ходить и жить с этой самой раной. Но ведь рана
с жизнью несовместима! Однако Фома ни о чем таком даже не думает. Ему, как
говорится – вынь да положь!
По логике Фомы
получается, что, например, умерший, которому перерезали горло, при воскресении
должен ходить и жить с перерезанным горлом? Но как же он будет жить? А тот, которому отрубили голову?
Бесконтрольные эмоции – страшная штука. Они выключают разум.
Как ответил Иисус
на заявления Фомы? Иисус выполнил условие неверующего Фомы. Иисус появился
перед Фомой в том виде, в каком висел распятый - с ранами от гвоздей на руках и
ногах, и с ужасной раной от копья между ребрами. Чтобы предстать перед Фомой в
таком виде, Иисусу надо было совершить невероятное чудо - показать живым тело,
которое по законам физиологии не может быть живым. И Господь пошел на такой
шаг.
Фома увидел и
услышал Иисуса. Охваченный страхом он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!».
Фома человек чувств и крайностей. То Фома заявляет «не верю», то называет
Иисуса Богом.
Иисус ответил
Фоме: «Ты поверил, потому что увидел
Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
«БЛАЖЕННЫ НЕВИДЕВШИЕ И УВЕРОВАВШИЕ».
Для нас очень
важен ответ Иисуса Фоме.
Ответ Иисуса Фоме
означает, что вера бывает, как бы двух качеств.
Есть вера,
которая строится на том, чтО человек увидел. И есть вера, когда человек хотя и НЕ
видел, однако же – верит. Этих, вторых
верующих Иисус назвал блаженными. А тех верующих, которым, чтобы верить, нужно
видеть, Иисус никак не охарактеризовал, что, вообще-то, уже является характеристикой.
Первая вера
строится на чувствах, на том, чтО верующий видел, слышал, ощущал. Вторая вера
строится на разуме, на понимании. Верующий второй верой ничего не видел, не
слышал, не ощущал своими чувствами. Он стал верующим по разуму. Он умом понял веру.
Этих верующих, повторим, Иисус назвал блаженными.
Первый верующий,
тот, который увидел – блаженным не является. Он поверил потому, что увидел,
услышал, ощутил. Его вера зависит от его чувств. Но в этом заключается большая
проблема.
Если человек
руководствуется чувствами, тогда он, фактически, остается беззащитным перед
всякого рода обманщиками. Стоит обманщику показать ему какое-то чудо, и человек
поверит. Если нет здравого ума, то чудо является для верующего страшной
опасностью. Руководствуясь чувством, он будет верить не только правде, но и
лжи.
ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА ЛОЖНЫЕ…
С Апостолом
Фомой ситуация удачно разрешилась. Несомненно, слова Иисуса помогли Фоме понять
его принципиальную ошибку. По свидетельству истории Апостол Фома верно служил
Богу и окончил жизнь мучеником за веру во Христа.
В Евангелия
история с Фомой внесена для нашей науки, чтобы люди, читая эту историю, видели,
как сами они, очень часто, являются настоящими «Фомами неверующими».
Кто из нас не
хотел бы узреть, например, какое-то «подтверждение» существования Бога? Однажды
один молодой человек, в разговоре о вере Авраама, ответил: «При чем там звезды?
Авраам слышал голос Бога! Как он мог не верить, если с ним разговаривал Сам
Бог? Я бы тоже поверил, если бы со мной заговорил Бог, но Бог молчит…».
Итак, молодой
человек, фактически, повторил рассуждение Фомы. Ему чтобы поверить - нужно
потрогать, увидеть, услышать. Если не видно, и не слышно, тогда и верить
невозможно. А Иисус говорит: «Блаженны невидевшие (неслышавшие) и уверовавшие».
Когда вера базируется на буквальном чуде,
тогда эта вера подобна дому, построенному без фундамента, «на песке». Долго
такой дом стоять не может. Он обязательно рухнет.
Предположим, Бог
послал тебе чудо. Ты увидел, услышал, «потрогал», и, разумеется – поверил. Ты
стал верующим. Слава Богу!
Однако, вскоре ты
увидел другое чудо. На этот раз чудо показал тебе дьявол. Причем, дьявол не
открыл тебе свое подлинное лицо, а заявил: «я – бог». Он проговорил с тобой точно
таким голосом, каким говорил с тобой Господь. Апостол Павел объясняет, что
сатана может принимать вид Ангела света.
И ты, услышав
дьявола, будешь думать, что с тобой опять разговаривает Бог. И ты поверишь
новому чуду. Значит, в этот раз ты поверишь дьяволу. И погибнешь.
Иисус Христос
наперед объяснял, что сатана в своих обманах людей самым активным образом будет
использовать различные чудеса и знамения. Потому Своим ученикам Иисус говорил:
«Берегитесь, чтобы вас не обманули…».
Не только дьявол
принимает вид Ангела Божьего. Его служители тоже прикидываются служителями Божьими.
Они-то чаще всего и обманывают людей, во-первых, своими лжеучениями, ложными
толкованиями Священного писания, а потом и буквальными чудесами.
Человек, чья
вера вытекает из чудес, является беззащитным против атак обманщиков.
С другой
стороны, верующий, чья вера строится на здравом уме, или - «невидевший, но
верующий» - надежно защищен от атак
всевозможных чудотворцев. Его не обманешь. Потому Иисус и сказал: «Блаженны
невидевшие и уверовавшие».
Чудеса использует обманщик, сатана; он
использует чудеса для обоснования и продвижения лжи.
В Священном
писании чудеса, которые исходят от сатаны называются «чудеса ложные». Когда
говорится, что, чудеса ложные – это не значит, что чудеса не совершаются, что
их нет. Иногда они есть. Но эти чудеса предназначены для продвижения лжи.
Поэтому называются они «чудеса ложные».
Для персонажа
пророка Исайи его чурбак, деревянный идол, которому он поклонялся и молился, в
какой-то момент вполне мог сработать, как бог. Например, древний охотник, бегая
за добычей, подвернул себе ногу. Это – серьезная проблема. Как он теперь будет
охотиться? Он реально может погибнуть. И охотник, едва добравшись до своего
деревянного бога, склоняется перед ним, прося о помощи. Утром он обнаруживает,
что нога совершенно исцелилась. В глазах невежественного аборигена это было бы
настоящим чудом, подтверждавшим, что деревянный чурбак является богом.
Силы злые, в
принципе - могут совершать немалые чудеса. Например, в Священном писании описан
факт, что египетские маги простую деревянную палку превратили в живую змею. Чудо? Еще какое! Но это было чудо ложное, уводящее народ в ложь.
Кто
руководствуется здравым умом, тот не пойдет за каким-то лжепророком и обманщиком.
Иисус говорит: «Люди Мои слушают голос Мой, и за чужим не идут». Что значит
«слушать голос Иисуса»? Это значит управлять чувствами, жить здравым умом.
Вера в ложь
строится на чувствах, на чудесах, на том, что можно потрогать, увидеть, понюхать.
Вера в Истину
строится на разуме, на том, чего не видно, и не слышно...
Правда, был
случай, когда Иисус, видя глубокое неверие слушавших Его религиозных
начальников, сказал им: «…Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать
и поверить…».
Наверное, такие
слова Иисуса прозвучали уже как жест отчаяния. Стоявшие перед Иисусом
религиозные вожди не верили не только разумом. Они даже не верили своим глазам, никак не воспринимая великие чудеса, которые совершал Иисус. Они дошли действительно до
крайней точки неверия.
Как они отреагировали, когда Иисус посоветовал
им посмотреть на Его дела? Они пришли в ярость и попытались арестовать Иисуса!
Иногда проблемы с
рассудительностью подходят к такой черте, за которой и чудесами не поможешь, хотя бы частично…
«УМНОЖЬ В НАС ВЕРУ…»
«ГОСПОДИ, ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ…».
Бывает ситуация,
когда умом вроде бы всё понимаешь, а чувство не успокаивается, не вступает в
гармонию с рассудком. Это - старая проблема, общая для многих людей. Сомнения
могут возникать и возникать, из-за чего вера качается и качается. Даже ученики Христа
однажды попросили Его: «Умножь в нас веру».
Описан и другой
случай. Один человек привел к Иисусу своего сына, чтобы Иисус его исцелил.
Иисус посмотрел на отца и спросил его: «Ты веришь, что Я могу исцелить сына
твоего?». Человек растерялся. С одной стороны, он понимал, что Иисус может
вылечить его безнадежного сына. С другой стороны его чувства этого не вмещали.
Человек внутренне разрывался. И он в отчаянии взмолился: «Верую Господи! помоги
моему неверию».
…Апостолы
просили, чтобы Иисус умножил в них веру. Отец больного сына умолял, чтобы Иисус
помог ему избавиться от неверия. Это записано в Евангелиях. Однако, в
Евангелиях ничего не сказано про то, кАк Иисус ответил на просьбу и учеников, и
отца больного юноши, которого Иисус, конечно, исцелил.
Ответ Иисуса на
просьбы увеличить веру, мы можем понять лишь, исследуя общий смысл
Евангельского повествования.
На просьбы и
учеников, и отца больного сына, Иисус ответил косвенно.
Каков же был
ответ Иисуса?
Иисус обратился к их разуму.
За
недостаточностью места я не стал здесь приводить обширные цитаты из Евангелий.
Я высказал самую суть. Каждый желающий может исследовать и лично убедиться, что
Иисус, отвечая на просьбы об увеличении веры – апеллировал к рассудку
спрашивавших.
ПЛОДЫ ДУХА – ПЛОДЫ УЧЕНИЯ ХРИСТА.
«Вера в Бога есть продукт здравого ума».
У некоторых читателей эта мысль вызывает
неоднозначную реакцию.
Уже давно и
неоднократно мне присылали ссылку на текст из послания Апостола Павла, в
котором Павел пишет, что вера является плодом духа. Вот, что говорит Апостол:
«…плод же духа:
любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание…».
Меня спрашивают: «Если Апостол пишет, что вера
есть плод духа, значит, не от разума появляется вера? Она появляется у того,
кто имеет дух?..».
Под словом «дух» люди подразумевают Святой
дух.
Попробуем
разобраться, кратко, что имеет ввиду Апостол, когда пишет, что вера является
плодом духа.
Во-первых, Апостол не говорит: «Святой дух».
Не о Святом духе идет речь у Апостола. Все повествование наводит на мысль, что,
Павел говорит не о Святом духе, а, по-видимому, о духовности человека.
Что такое
духовность?
В другом
послании Апостол пишет верующим: «о горнем помышляйте, а не о земном».
Говоря почти каламбуром, духовность, это стремление к духовному.
Но кАк можно
сделаться духовным, или как стремящимся к духовному? Будет ли глупец думать «о
горнем»? Нужна ли духовность глупому? Едва ли! Чтобы стремиться к духовности,
нужно быть умным. Духовный – означает умный.
В нашем языке
слово «дух» имеет много значений. Оно может означать Святой Божий дух. И оно же
может означать настроение человека – мы же говорим о ком-то: «не в духе». И
там, и там используется слово «дух», но в очень разном смысле.
Кроме того, важно
учитывать, что Священные писания дошли к нам не в оригинале, а версиями, неоднократно
переведенными-переписанными разными переводчиками-переписчиками. Нам точно не
известно, какое слово и как именно там, и во всех других местах применял автор.
Чтобы понимать Писания, нам просто необходим здравый смысл и рассудительность.
Упор на букву является путем в глухой духовный тупик, где и пребывают очень
многие религиозные деятели.
Хотя сейчас
имеются серьезные специалисты по древним языкам, но, все равно их выводы в
некотором смысле являются приблизительными.
Великая мудрость
Божья проявилась в том, что людям не дано точных текстов Священного писания.
Этим Господь ясно показал, что Его Учение – дух, а не буква.
Но вернемся к
стихам Апостола Павла. Несколько ранее Апостол пишет: «Поступайте по духу, и вы
не будете исполнять вожделений плоти». Что значат эти слова? Они значат, что
те, кому писал Апостол по духу не поступали. Поступать по духу, или не
поступать – зависело от них. И Апостол им рекомендовал, все-таки, поступать по
духу.
Апостол не имел
ввиду вдохновение, или сошествие Святого Духа. Он говорил об Учении, о
Заповедях Бога. Поступай по Заповедям, и ты не будешь рабом похотей. А
поступать по Заповедям возможно только, если руководствоваться
рассудительностью.
Дух в данном
тексте Павла означает Учение. Иисус Христос прямо сказал: «Слова, которые
говорю Я вам, суть дух и жизнь».
Таким образом,
плоды духа, о которых писал Павел, это есть плоды Учения Христа. Живущий по
Учению Христа получит прекрасный плод. Исполняющий Христовы заповеди обретет и
любовь, и радость, и мир, и кротость, и, конечно – веру, и всё остальное, о чем
говорит Апостол.
Идея о том, что
Бог дает неверующим Свой дух, и затем, получив Святой дух неверующий якобы
становится верующим – такая идея абсурдна. Она представляет собой вершину
безрассудства.
Если первоначально вера происходит от
Божьего Духа, тогда любой безбожник посмеется вам в глаза и скажет: «Я не
виноват в том, что не верю. Бог не прислал мне Духа, как же я могу верить?..».
Нигде в истории не зафиксировано ни единого
случая, чтобы Святой дух сошел на безбожника, или атеиста, отрицавшего
существование Бога. Глупо ждать, что Святой дух сойдет на неверующего и даст
ему веру. Всегда – наоборот. Сначала вера, потом Божий Дух.
На язычника Корнилия Дух сошел раньше, чем
он был крещен. Однако, про него сказано: «Муж благочестивый и боящийся Бога».
Корнилий не был идолопоклонником, и не был атеистом. Он ранее умом понял, что
Бог Израилев есть Бог истинный. Он умом стал верующим, и после того получил
Святой дух…
Безбожник пусть
не ждет, что на него сойдет Святой дух. Вначале он пусть одумается, «придет в
ум», покается, а потом получит Божьего духа.
УМНЫЙ НЕВЕРУЮЩИЙ?
В продолжение
темы некоторые люди говорят: «Но ведь и среди неверующих есть умные люди.
Однако же они остаются неверующими…».
Ладно, поговорим
об умных неверующих.
Что такое умный? Посмотрим
на умных с разных сторон, и на разных умных.
Например, вор,
удачно укравший что-либо дорогое, охраняемое – и сам считает себя умным, и
другие воры называют его умницей. Или мошенник прямо гордится своим умом после
того, как надул кого-то.
Можно ли назвать
умным автора, утверждающего, что человек произошел от обезьяны? Является ли
умным тот, для которого не существует Божьих заповедей, кто смеется над Божьим
запретом убивать, красть, лжесвидетельствовать, прелюбодействовать, и т.д.?
Известно, что Иисус в Нагорной проповеди
назвал безрассудным того, кто слушает Его слова, но не выполняет их.
Если неверующий
человек будет и грамотным, и ученым профессором-академиком, знающим такое, чего
не знают остальные люди, но, насмехающимся над Божьими нравственными законами,
то – будет ли он умным, несмотря на свои энциклопедические знания?
Он самый
настоящий глупец, причем не только с позиции Бога, но и простых людей, а его
технические знания в данном случае не имеют никакого значения.
«Начало мудрости – страх Господь, и удаление
от зла – разум», - так написано еще в древнем Писании.
Как можно
считать умным того, кто, рассматривая прекрасное изделие твердит, что у этого
изделия нет и никогда не было никакого мастера?
В современном Западном обществе не принято
говорить истину. Там уже мерзости возведены в законы. Там взгляды содомитов
приказано уважать, не говоря о доводах «простых» атеистов. К сожалению, даже
иные христиане подчинились этому дьявольскому повелению. Надо иметь мужество,
чтобы называть вещи своими именами. Умный безбожник, это – как «добрый дьявол»,
что невозможно в принципе.
В древнем Священном писании говорится:
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога».
Апостол Павел писал о неверующих: «…называя себя мудрыми
обезумели…». А про умных неверующих
сказано: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом».
ДАР ВЕРЫ ВЕРУЮЩЕМУ…
Рассмотрим еще один текст из посланий
Апостола Павла. Ссылку на него мне тоже присылали, как вопрос, что вера
человеку приходит от Божьего духа.
В послании к церкви Коринфа Павел пишет
(привожу вкратце): «…Иному Духом дается
слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом…».
О каком Духе здесь говорит Апостол?
Контекст ясно показывает, что в данном
тексте Апостол говорит о Святом духе.
Святой дух «иному», или кому-то - дает
веру.
Кому, и какую веру посылает Святой дух?..
В приведенном тексте Апостол излагает
мысль о подарках, о дарах, которые верующие люди получают от Бога.
Даров от Бога много, и они духовные. От
Бога приходит не один подарок на всех. Каждый верующий может получить свой,
особенный дар от Бога.
Кому-то из верующих Бог посылает мудрость.
Это не значит, что другие верующие глупцы. В данном случае подразумевается
особенная мудрость, как бы, например, способность проникать глубоко в смысл
чего-то. Другому верующему Святой дух дает знание, тоже – специальное знание,
которым он потом поделится с остальными верующими. Третий верующий получает от
Святого духа веру. И так далее…
Те, которые получили дары знания и
мудрости, конечно, тоже верующие. Это, само собой разумеется. Но третий
верующий, кроме своей веры, которая у него была, получает еще особый дар веры.
Верующему Бог дает еще веру. Не всем верующим Бог дает особый дар веры, а
только «иному», или кое-кому. Как это понимать?
Вспомним один эпизод из книги Деяния апостолов.
... Ученика Стефана побили
камнями. За веру в Иисуса по решению суда-синедриона Стефана подвергли ужасной казни.
В тексте говорится, что, выступая перед судом Стефан был наполнен Святым духом. Затем он увидел открытое небо и увидел Господа Иисуса, стоящего возле
Бога.
Зададим вопрос: Почему Святой дух сошел на
Стефана, и почему Иисус явился Стефану в тот момент, когда его приговаривали к
смерти?
Ответ, наверное – очевиден. Иисус явился
для того, чтобы поддержать Стефана. Наполнившись Духом Святым и увидев Иисуса верующий Стефан
уже не боялся ни своих судей-палачей, ни самой смерти. Этим видением Стефан
получил от Бога особый дар веры.
Скорее всего, такую веру подразумевает
Апостол Павел, когда говорит, что «иному дается вера, тем же Духом».
Физически человек так устроен, что, в
трудностях, в страхе, в горе и болезнях его разум способен помутиться. Но
верующий человек в такой момент может получить особую, специальную помощь от
Бога. Когда разум не в силах контролировать ситуацию, тогда инициативу берет
Святой дух, и укрепляет веру страдающего верующего. Получив такой дар от
Святого духа, верующий легко переносит свалившееся на него испытание, или даже
встречает смерть со светлым лицом. Например, о том же ученике Стефане
говорится, что, когда он стоял перед судьями, его лицо было похожим на лицо Ангела. Во время казни, за миг до смерти он успел крикнуть, чтобы Господь
простил его убийц. Это свидетельствует о том, что разум его не помутился, и
вера его не пошатнулась. Иисус укрепил его веру.
Мученическая смерть выпадает на долю
далеко не каждого верующего во Христа. Поэтому Апостол пишет: «иному дается
вера, тем же Духом». В истории зафиксировано, как мужественно первые христиане
шли на мучения и смерти, которые им устраивала Римская власть. Они шли
спокойно, уверенно, без ужаса и страха. Бог посылал им дополнительный дар веры
от Святого духа. И потом, позднее, и в наши времена есть и были верующие,
которых Господь особым подарком веры, укреплял в тяжелые моменты.
Стефану Иисус явился Сам. Но то был особый
случай. В целом же, Иисусу нет необходимости являться лично, чтобы кому-то из
братьев укрепить веру. Иисус действует Святым духом. Человек, ничего не видя,
не слыша, вдруг укрепляется силой веры, и тогда уже ничто не может поколебать
его. Так действует Божий Дух.
В строгом смысле – дар веры, наверное, в
жизни верующего самый важный дар. В плане знаний - можно что-то и не знать. И
какие-то пророчества можно в деталях не понимать. Это, вообще-то для спасения,
что называется, не критично. А вот – способность прямо смотреть опасности в
глаза, мужественно переносить разные трудности – такая способность очень ценна.
Ее можно попросить у Бога…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.