34.
Фраза
«Библейское основание для расторжения брака» взята у меня в кавычки. Это
цитата. Происходит она из одной, очень широко известной религиозной теории,
которая, как ни странно, якобы, строится на словах из Нагорной проповеди Христа.
Большинство нынешних религиозных проповедников,
если не все, считают, и учат своих слушателей, что, при определенных
обстоятельствах верующие во Христа, праведники, добрые люди - могут разводиться
со своими женами. По их толкованиям, право на развод – повторю, при
определенных обстоятельствах – предоставляет Библия. Само собой,
подразумевается, что, если так написано в Библии, значит – это сказал Бог.
Основанием для
такой религиозной точки зрения служат слова Иисуса из Нагорной проповеди,
записанные в Евангелии от Матфея. Вот эти слова:
«…Я говорю вам: кто разводится с женою
своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто
женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Вообще, данный стих
показывает, что Иисус НЕ разрешает расторжение брака. Однако, в нем присутствует
оговорка, что, имеется одна причина, которая позволяет развод. Это – «вина
любодеяния». На сегодняшнем языке – супружеская неверность.
И еще в Евангелии
от Матфея, в 19-й главе приводятся такие слова Иисуса:
«…Я говорю вам: кто разведется с женою
своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и
женившийся на разведенной прелюбодействует».
Как видим, здесь прямо сказано
«прелюбодеяние».
Казалось бы –
всё понятно. Какие могут быть еще вопросы? Христос открытым текстом говорит,
что за измену жены муж может с ней развестись, и будет иметь право на новый
брак.
Однако вопросы
все-таки появляются.
ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА…
Учение Иисуса о супружеских
взаимоотношениях записано и в других Евангелиях. А еще и апостол Павел широко рассматривает
эту тему. И нигде, ни у кого нет слов «кроме вины любодеяния». Эти три слова
встречаются только в Евангелии от Матфея, как и «прелюбодеяние» кроме апостола Матфея
не упоминает никто.
Вот, что сказано
в Евангелии от Марка:
«…Кто разведется с женою своею и женится
на другой, тот прелюбодействует; и если жена разведется с мужем своим и выйдет
за другого, прелюбодействует».
Читаем Евангелие
от Луки:
«Всякий, разводящийся с женою своею и
женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной,
прелюбодействует».
Общий смысл
написанного и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки таков, что Иисус НЕ
разрешает развод, вообще не разрешает. Здесь Иисус говорит: «Что Бог сочетал, того человек да не
разлучает». Никакой оговорки насчет
неверности жены в этих двух Евангелиях нет.
Ничего не говорит
о прелюбодеянии жен и Апостол Павел. Его пояснения и доводы рассмотрим чуть
ниже. А пока обратимся к истории.
ПАРАГРАФЫ ЗАКОНА МОИСЕЕВА.
До пришествия
Иисуса Христа народ жил по формальному закону Моисея. По закону Моисея право на
развод у народа имелось. Вернее – не у всего народа. Право на развод получали
только мужья. Жены такими правами не обладали.
У древних евреев
развод практиковался. Однако, не за супружескую неверность. За измену там
казнили, предавали страшной смерти - побивали камнями.
Развод
разрешался по другим причинам. Во Второзаконии написано:
«…Кто
возьмет жену, и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его,
потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное
письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…».
Итак,
Закон говорил, или наперед предусматривал, что, муж в своей жене может «найти что-то
противное». Такая «находка» предоставляла мужу право на развод. И мужья
пользовались этим своим законным правом.
Как сообщается в
летописях, мужья нередко злоупотребляли своим положением, а понятие «найдет в
ней что-нибудь противное», трактовалось ими весьма широко. Со временем дошло до
того, что муж мог указать жене на дверь только за то, что не досаливала она
похлебку. Тогдашний закон этого не запрещал. Закон Моисея лишь предписывал,
что, господин-муж должен был выдворяемой жене вручить «разводное письмо». С таким
письмом женщина получала юридическую свободу и могла вступить в другой брак.
Однако, в новом
браке женщина тоже не имела гарантий семейной стабильности. Она по-прежнему
полностью зависела от «благоволения» своего мужа. И второй муж, после какого-то
времени, тоже мог выдать ей соответствующий «сертификат» и выставить ее за
дверь.
Со временем у
некоторых отвергнутых жен собиралось несколько подобных документов.
Что было делать несчастным, невезучим женам?
Ну забывала она посолить суп! Или чем-то раздражала мужа. Муж этого не прощал.
Он действовал по закону. Он по закону имел право не утруждаться исправлением
или обучением своей жены в каких-то вопросах. Наверно, ему казалось, что проще
заменить ее на другую, чем обсуждать с ней какие-то свои чувства или
предпочтения. («О времена! О нравы!»).
И оставалась женщина одна, порой, на улице.
Как жить? Пойти в наемные рабочие, продаться в рабство, чтобы вкалывать на полях?
Куда ей было деться? Монастырей, или каких-то приютов там не существовало.
Конечно, вполне вероятно, что, некоторые отвергнутые жены могли удачно еще раз
выйти замуж. Но, безусловно, далеко не все.
Не удивительно,
что, как свидетельствуют книги Ветхозаветные, среди, казалось бы, знающего Бога
народа Израиля всегда были блудницы, причем - еврейки, не иностранки. Не только
во дни грешных царей, но и в царствование самого верного Богу царя Давида, и в
царствование мудрейшего Соломона - блудницы в Израиле водились. Но и клиенты
для них тоже всегда находились, потому как, очевидно, что, за неимением пользователей,
представительницы оной профессии просто вымерли бы как класс.
Очень
примечателен в этом контексте один эпизод из ранней истории царя Соломона.
Расскажу о нем своими словами.
СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ.
… Взойдя на престол царь Соломон получил от
Бога мудрость, какой не было ни у кого другого. И вот, первое испытание
молодому царю пришло именно через блудниц. Сразу, как Соломон воцарился к нему
на суд пришли две такие особы. Они просили решить их проблему, из-за которой
они готовы были вцепиться одна другой в волоса. Проблема тяжелейшая, с
человеческой позиции – практически не решаемая, потому как в то время
генетических экспертиз не существовало. И что Соломон? Он принял блудниц,
выслушал их обеих, и решил их вопрос. И так решил, что вся страна замерла от
удивления, а потом сказала: «У него мудрость Божья!». Сейчас у народов есть крылатая
фраза «Соломоново решение». Она появилась после того случая. (Желающие могут
прочитать эту историю в Библии, в третьей книге Царств, 3-й главе).
Праведный царь принял опустившихся просительниц,
не выгнал их, не приказал вышвырнуть негодных безнравственных женщин, посмевших
появиться перед Божьим помазанником, а решил их спор и отпустил их с миром.
И во дни Христа,
в Иудее, как видно из Евангелий, тоже были блудницы, причем, похоже – не в
малом количестве. Некоторые приходили к Иисусу с покаянием, и Он прощал им
грехи. А «праведным» религиозным учителям, жившим по Закону, разрешавшему
писать «разводные письма», Иисус говорил: «…блудницы вперед вас идут в Божье
Царство…».
УЩЕРБНОСТЬ ФОРМАЛЬНОГО ЗАКОНА МОИСЕЯ.
До Иисуса Христа
народ жил по Закону Моисея, по закону буквальному, написанному на камне и в
книге.
Размышления над историей народа, который жил
по тому Закону, приводят к выводам, что:
Сам Закон
Моисея, по которому жил народ, в глубинном смысле вел к появлению в народе продажных
женщин. Косвенным образом Закон способствовал порождению в обществе данного уродливого
явления. С параграфом закона, разрешавшим развод, опустившихся женщин в народе
не могло не быть. Предоставление по Закону мужьям столь широких прав, делало
этот Закон соучастником народных проблем. Закон вел в тупик.
Возникает
вопрос: Почему Божий закон предоставлял мужьям такие уникальные права? Почему
разрешал развод, причем, по, казалось бы, не серьезным причинам?
На этот вопрос
ответил Иисус Христос. Иисус объяснил, что, разрешение на развод в том Законе давалось
из-за жестоких сердец народа. Если бы в то время Бог не позволил разводиться,
то, жестокие мужья начали бы убивать жен, которые в чем-то им не угодили. Такое
было время, и такие были тогда люди. Разрешение на развод хотя бы, по крайней
мере, спасало жизни несчастных женщин.
Когда Иисус
пришел, Он решил все проблемы, в том числе и проблемы с разводами. Он объяснил,
что развод недопустим!
Одновременно практика формального закона,
позволявшего развод, четко показала, что, разводами семейные проблемы не
искоренишь. Напротив, только увеличишь и количество их, и тяжесть.
Учение Христа
накладывает запрет на развод. В Учении Христа говорится: «…Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот
прелюбодействует; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого,
прелюбодействует».
«КРОМЕ ВИНЫ ЛЮБОДЕЯНИЯ?..»
Из нашего Евангелия
от Матфея видно, что, за «вину любодеяния» муж имеет право с женой развестись.
Но почему названа только «вина любодеяния»? Попробуем опять порассуждать.
А если жена согрешит в чем-то другом, или
другую нарушит заповедь? Апостол Иаков пишет:
«Кто
соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во
всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему
если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты тоже преступник закона».
И вот, если жена
верна мужу в постели, но, скажем – ворует? Будет он разводиться с ней, ведь вор
– тот же убийца, и, соответственно – тот же прелюбодей? Украсть у человека
последнее - означает обречь его на голод, убить. Как должен бы реагировать
правоверный муж, если его супруга начнет приносить ему краденое?
По духу Закона,
тяжесть вины любодеяния и тяжесть вины кражи – одинаковы. И то, и другое –
нарушение Божьих заповедей. Среди заповедей нет более важных, и менее важных.
Перед Богом воровство есть грех точно такой же, как и прелюбодеяние. Но почему
выделена только эта, одна заповедь – не прелюбодействуй – а остальные, равно
важные и безусловно предназначенные к исполнению, вообще не упоминаются?
Или, почему
нельзя развестись, если жена врет, ведь имеется точно такой же строгости
заповедь «Не лжесвидетельствуй»? По тяжести последствий лжесвидетельство иногда равносильно убийству.
Едва ли, вдохновенный Святым Духом апостол
Матфей, заботясь о духовном и нравственном состоянии учеников Христа, упомянул бы
об одной заповеди, отбросив другие, которые, кстати говоря, нарушаются гораздо
чаще и также приносят весьма пагубные плоды.
УБИЙСТВЕННЫЕ ТРИ СЛОВА …
Моисеев закон
позволял мужу разводиться с женой, если, как там говорилось – муж «находит в ней что-нибудь противное».
С
пришествием Иисуса Христа несовершенства Старого закона сошли на нет. Вместо буквенного
закона Моисея люди получили духовное Учение Христа. Формальную букву Закона
заменил Дух любви. Казалось бы, чего-чего, а проблем взаимоотношений между
супругами уже не будет.
Однако, со
временем вышло так, что, в принципе, в этом вопросе ничего
не изменилось. Муж по-прежнему получал приоритетное право решать, разводиться
ему с женой, или нет. Разница лишь в том, что, в этот раз основанием для
развода называлась «вина любодеяния», «прелюбодеяние».
Удивительным
образом, в Евангелии от Матфея, то есть, в Учении Христа, прямо в Нагорной
проповеди, по этой теме полностью сохранен тон Моисеева закона. У Моисея
говорилось, что муж решает разводиться или нет. И здесь, у Матфея сказано то же
самое: кто разведется с женою своею…
И там, и тут
одинаково подразумеваются действия мужа. О том, что и жена может развестись речи
нет. О женах, об их участии в урегулировании проблем брака евангелист Матфей
ничего не говорит.
Налицо
формулировка по типу закона Моисея. В Евангелии от Матфея полностью сохранен
дух древнего иудаизма. Жена – никто. Жена ничего не решает, но полностью
зависит от воли мужа.
Положение Закона
Моисея - «находит в ней что-нибудь
противное» - предоставляло мужьям
колоссальные права.
Формулировка Евангелия от
Матфея - «кроме вины любодеяния» -
предоставляет мужьям точно такие же права и, вместе с ними - широкие
возможности для злоупотреблений.
Таким образом,
стихи Евангелия от Матфея о разрешении мужьям инициировать развод представляют
собой инъекцию фарисейского иудаизма, введенную в Нагорную проповедь Иисуса, в
результате чего Нагорная проповедь потеряла свой духовный смысл.
Практическая жизнь показала, что фраза «кроме
вины любодеяния» сделалась основой для многочисленных злоупотреблений. Трудно и
предположить, сколько семей развалила данная фраза.
Впрочем, постепенно возникли толкования, что,
эти слова в равной мере относятся и к женам. Однако, следует подчеркнуть, что
толкования остаются толкованиями. Евангелист Матфей о женах не упоминает. А
применение женами этой фразы единственно привело к умножению распавшихся семей.
Холодный разум
задает вопрос: «Если бы Иисус говорил эти слова, то неужели Он бы не понимал,
какие от них могут быть последствия?».
Религиозная практика в исполнении «Библейского
разрешения на развод» - иной раз шокирует своей жестокостью. Для некоторых,
простите, безрассудных религиозных чад, слова из Матфея «кроме вины любодеяния»
звучат скорее даже не как позволение, а как повеление разводиться.
ПОЯСНЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА.
Апостол Павел подробно поясняет вопросы брака
и семьи. Ни о каком разводе, дающем право на новый брак Апостол не говорит. Со
своей стороны, будучи мудрым реалистом, Павел оговаривает, что, встречаются в семейной
жизни такие ситуации, когда жена вынуждена «развестись», в смысле уйти от мужа,
особенно это касается духовно разделенных семей, когда муж не верит в Иисуса и
не живет по Его Учению. Но такой развод не дает верующей жене права на новый
брак. Апостол пишет:
«Вступившим в брак не я повелеваю, а
Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна
оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять
жены своей».
Никакой «вины любодеяния» Апостол не
упоминает. По словам апостола Господь повелевает:
жене не разводиться с мужем,
и мужу не оставлять жены своей.
ЛУЧШЕ НЕ ЖЕНИТЬСЯ?
Когда ученики Христа услышали слова Иисуса,
что, разводиться – не правильно, не разрешается, они заявили: «Если такова обязанность человека к жене, то
лучше не жениться».
На это Иисус им ответил: Если кто может не жениться, тот пусть не женится. Но не у всех получается
не жениться.
Безбрачие
представляет собой особый и редкий дар от Бога. В действительности подлинно
безбрачных – мало. Большинству мужчин - приходится жениться, как и женщинам
приходится выходить замуж.
А потом? Потом появляются
проблемы. Их не избежать.
Если говорить
очень коротко, просто и понятно, то - главный смысл учения Христа о браке и
семейной жизни следующий:
Вступление в
брак не избавляет человека от проблем и трудностей.
Вступление в
брак меняет одни проблемы на другие.
Ученик Христа
здравым умом должен понять, взвесить, осознать, что, вступление в брак, в
принципе не подарит ему легкой жизни. Вступление в брак уберет одни проблемы
(если еще уберет!), но зато вступление в брак навалит на него другие проблемы
(обязательно навалит!). Эту мысль хорошо пояснил Апостол Павел:
«По настоящей нужде за лучшее признаю, что
хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался
ли без жены (овдовел)? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и
если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти;
а мне вас жаль».
СЕРЬЕЗНЫЙ ПОДХОД К БРАКУ.
Главная
причина всех несчастий в браках кроется в том, что люди вступают в брак
легкомысленно, без четкого понимания важности, смысла и значения брака. Сплошь
и рядом у людей отношение к браку – потребительское. Они женятся и выходят
замуж для того, чтобы «получать». И когда выясняется, что брак не «дает» им тех
преимуществ, на которые они рассчитывали, приходит разочарование и брак
распадается.
Ученики
Христа обязаны по-другому относиться к браку. Ученики Христа умом должны
понимать, ЧТО получат они от брака, но и ЧТО потеряют.
При всей
неизбежной и естественной эмоциональной составляющей бракосочетания, все-таки,
ученики Христа обязаны работать и головой.
Понимая, зная,
чувствуя, что без брака им невозможно, и потому, вступая в брак, ученик/ученица
Христа - осознанно идет на трудности, которые обязательно принесет ему/ей брак.
Лишь такой брак будет крепким, не распадется, будет счастливым.
Только тот брак,
в котором во главе стоит здравый ум, сможет преодолеть все трудности жизни. Но
там, где верховодят эмоции, а здравый ум пребывает как в спячке, там – счастья,
радости, супружеской верности быть не может.
НЕИСКОРЕНЕННОЕ ЖЕСТОКОСЕРДИЕ…
Для
эмоциональных, для не имеющих умственной силы и здравомыслия и живущих
чувствами, а не умом, для таких людей и существуют в Евангелии от Матфея три
убийственных слова: «кроме вины любодеяния».
Если,
наверное, сейчас убрать эти слова из Евангелия, то, скорее всего, среди
христиан, точнее – среди тех, кто называет себя христианами, возникнут
ситуации, по которым в Законе Моисея мужьям разрешалось разводиться с женами.
Если бы в древнем Израиле мужьям не разрешалось
разводиться, то мужья начали бы убивать жен.
Если сейчас
убрать эти три слова -«кроме вины любодеяния» - и развод запретить совсем, то,
скорее всего – полилась бы кровь. Ревность – страшная сила. Она отключает ум и превращает
человека в чудовище. А так – имеется колоссальная отдушина для воспаленных
эмоций. Может без нее человек бы сделался убийцей. Или сошел бы с ума. Вопрос
очень острый, слишком эмоциональный. Никакой духовный человек не будет никому
советовать, чтобы невиновный разводился, или не разводился с виновной стороной.
Каждый должен сам дорасти до праведности. К сожалению, многим бывает поздно
исправлять ошибки. Локоть близко, да не укусишь…
В настоящее
время нет научных оснований заявлять, что фраза «кроме вины любодеяния» -
позднейшая вставка в текст Евангелия от Матфея.
Однако, по духу
она противоречит Учению Христа. «Вина любодеяния» указана только у Матфея. У
Марка и Луки этого нет. По Марку, Луке, и по разъяснениям апостола Павла,
разводиться нельзя вообще.
СЧАСТЛИВЫЙ БРАК ПРАВЕДНИКОВ.
Нужно иметь ввиду, что, Учение Христа – учение для
праведников. Не верующему трудно понять Божественные принципы отношений между
людьми. У неверующего духовное зрение отсутствует.
В Нагорной
проповеди Христос говорит: «…Кто ударит
тебя в правую щеку, обрати к нему и другую…».
А что такое «вина любодеяния», или супружеская
неверность? Разве не настоящая и очень хлесткая пощечина, разве не ужасное, до
слез оскорбление? И как следует Божьему человеку реагировать на оскорбления, на
«удар в правую щеку»?
Наверное, трудно представить себе такое
понятие, как праведник, святой, но - разведенный и женатый повторно, или даже в
третий раз. Чтобы праведник развелся с женой и женился на другой? Или
праведница, выгнавшая мужа и принявшая другого мужика?..
Люди, которые
категорически утверждают, что Иисус разрешил разводиться, эти люди, все-таки,
должны понять, что им по духу ближе Закон Моисея, чем Учение Христа. Они дух Учения
Христа не чувствуют. А еще, видимо, им полезно вспомнить и другие слова Иисуса:
«…мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божье» …
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.